Двери-то можно открыть шире

Двери-то можно открыть шире

Когда в лицее № 87 областного центра начинали работать по модели интегрированного инклюзивного образования, оказалось, что причин, препятствующих поступлению в классы учеников-инвалидов, всего лишь две. И техническая даже проще психологической.

Возвели барьеры

Для проезда на инвалидной коляске на этажи и в классы необходимы лифты или подъемники, широкие двери. Для детей с ослабленным зрением — специализированные компьютеры и книги, для слабослышащих — усилители звука и так далее. Поставлены пандусы, куплены подъемники. Учителя прошли специальную подготовку на курсах, чтобы уметь работать с «особенными» ребятами.

— Мы считаем, что многих совсем не нужно возить в специнтернат, для таких детей школа должна быть в шаговой доступности, а далее — им необходима возможность пользоваться общественным транспортом, чтобы получать дополнительное образование, продолжить учебу в вузе или техникуме, — справедливо говорит директор Елена Кулева.

Лет пятьдесят назад в каждом классе можно было найти по парочке особенных ребятишек, которым учиться было сложнее, чем всем другим, в силу их недугов. И ученики в большинстве случаев относились к таким одноклассникам бережно.

Но в дальнейшем инвалидов стали незаслуженно обосабливать, выделили в отдельные группы, классы, школы, интернаты, порой тем самым сильно вредя всем. Одни в результате плохо социализируются, другие становятся нравственными инвалидами, не умеющими помогать ближнему.

Надуманные страхи

О необходимости инклюзивного образования (школ для всех) вновь заговорили, обсуждая параграфы готовящегося закона об образовании. Нижегородская область в этом направлении продвинутый регион, среди инновационных проектов, которые готовят наши учителя, немало нацеленных на инклюзию.

Преградой на пути, к сожалению, были родители как здоровых, так и физически ограниченных ребят. Вот расхожие причины: «А я не хочу, чтобы мой ребенок получал негатив от созерцания трудностей, которые ему не грозят».

Есть мамы инвалидов, которым мешают собственные комплексы, они не хотят, чтобы их сын или дочь шли в класс к благополучным, от которых будут отличаться.

В системе образования Нижегородской области есть несколько моделей инклюзивного образования: частичная, когда ученики вливаются в процесс на часть дня, на отдельные уроки; временная, когда дети привлекаются в общий круг только на отдельные мероприятия; комбинированная, когда идет обучение одного или двух учащихся с ограниченными возможностями в группах здоровых сверстников. Находят свои подходы, например, в средней школе № 35 областного центра, в детском саду № 20. В основной Соломатовской школе, что в Чкаловском районе, которой руководит Любовь Федоскина, с некоторыми учениками работают по специальным коррекционным программам, что не мешает им учиться среди других детей. Некоторых ребят сюда возят издалека, лишь бы они могли посещать школу.

Вера ЧЕБОТАРЕВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Кстати

В Нижегородской области общее образование получают 6484 ребенка-инвалида. По областной целевой программе «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области» на 2012 — 2013 годы безбарьерная среда создана в 48 учреждениях образования из 22 районов Нижегородской области.

Комментарий

Виктор ШМЕЛЕВ, начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области:

— Когда методическая поддержка была разработана, мы занялись кадровым вопросом. Если в 2010 году у нас было обучено 125 педагогов, способных интегрированно обучать детей-инвалидов, то в 2011 году уже 223, а дальше эта цифра удваивалась. Областная программа стала толчком к реализации на территории области федеральной программы «Доступная среда», рассчитанной на 2011 — 2015 годы. На эту программу в школы региона было направлено 22 миллиона рублей. В основном в программе участвовал областной центр, но на 2013 год мы получили заявки из девяти районов области.
Осталась главная задача для нас всех — переломить сознание родителей. Нужно понять, что к ребенку доброжелательно будут относиться одноклассники, родители, учителя. И тогда он свободно пойдет в школу вместе со всеми.

Следите за нашими новостями в удобном формате