В Художественном музее на Верхневолжской набережной открылась очередная выставка одной картины. Помимо собственно картины, она сопровождается подбором документов, создающих объемный эффект, помещая картину в фокус интереснейшей истории…
А она поистине детективна. Посвящена выставка картине немецкого художника Фрица Овербека. Он писал потрясающе проникновенные пейзажи «из ничего» (дюны, болота), и вообще он справедливо считается одной из ключевых фигур художественной культуры Германии. Специалисты говорят, что поздним Овербеком не может похвалиться ни один музей России, кроме НГХМ. Самое любопытное — в том, что картина — кстати, она называется «Лунная ночь VII» и написана в довольно редкой жанровой разновидности «ночной пейзаж» — попала в Нижегородский художественный музей почти сто лет назад…
«Ночь…» впервые увидела свет в 1906 году. Художник долго, с упоением работал над ней, буквально не спал по ночам. В письмах жене писал, что предвкушает рождение шедевра. Далее — несколько выставок, в том числе вернисаж Мюнхенского Сецессиона. Там, кстати, мир узнал Крамского, Коровина, Рериха и Малявина. И вот на эту выставку приехал граф
Германская сторона испытала шок: уже много лет они считали ночной шедевр утраченным безвозвратно… В итоге специально для идущей сейчас выставки бременские музейщики предоставили копии не опубликованных ранее рисунков и документов из семейного архива Овербеков.
Мария ФЕДОТОВА.