Чаду на дом бы не надо

Чаду на дом бы не надо

Порой школьным каникулам родители радуются больше, чем дети, все потому, что уроки с чадами делать не нужно. Сегодня программы составлены так, что освоить их самостоятельно, без помощи родителей ребенку очень сложно.

Ученье с мученьем

Мучение с уроками начинается с первого класса. И это несмотря на то, что Минобразования России категорически запрещает в первом классе ни на дом задания задавать, ни оценки и их «заменители» (солнышки, звездочки, самолетики) ставить. Таким образом министерство пытается облегчить адаптацию современных ребятишек в школе, большинство которых не отличается отменным здоровьем.

Учителя с полным отсутствием заданий не согласны. «Дети будут дома доделывать то, что не успели в классе, пояснила учительница, но так было в течение первых недель, а потом стали задавать довольно много. Впрочем, это, наверное, правильно, так как дочка учится не в простой школе, а в лицее», — рассказала родительница Марина Крушинина.

«Нам учительница сразу сказала: если мы хотим, чтобы наши дети получили знания и успешно осваивали программу, домашние задания необходимы», — поделилась мама уже другой ученицы Надежда Токарева. Иногда бывает так, что родители сами просят учителя задавать уроки на дом, чтобы дети не забывали пройденный материал в классе. Недаром же психологи утверждают, что если не повторять пройденное, то у малышей теряется порядка 70 процентов полученной информации.

Не больше часа

В Нижегородском институте развития образования (НИРО) знают об этой проблеме, но приказы Министерства образования России отменять не могут. По словам старшего преподавателя кафедры начального образования НИРО Ольги Дедовой, институт лишь оказывает методическую помощь учителям и родителям. В частности, у кафедры есть разработки, по которым и без оценок можно сложить объективную картину и донести до родителей, насколько успешны их дети и в чем заключаются трудности обучения конкретного ребенка.

Отметка для мам и пап — это обратная связь с учителем, а когда оценки не ставятся, разобраться, как учится ребенок, непросто. Что касается объема и содержания домашних заданий, то это решает учитель.

В случае если родителям кажется, что детей перегружают, то они могут сослаться на постановление Минздрава России от 28.11.2002 № 44. В нем конкретно указывается, сколько времени дети должны сидеть за уроками. Минздрав рекомендует: «Давать задания обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в первом классе со второго полугодия до 1 часа, во втором классе до 1,5 часа, в третьем и четвертом до 2 часов».

Первоклассники быстро устают, им трудно сосредоточиться. А тут еще задание на дом. Безусловно, дети самые разные: одни медлительные, другие быстрые, но сидеть по три — четыре часа за уроками в любом случае вредно для их здоровья.

Александра МАХЛИНА.
Фото Натальи ПЬЕТРЫ.

Комментарий

Елена ХРОМОВА, учитель начальных классов с сорокалетним стажем:

— Я убеждена, что домашние задания нужны в 1-м классе, но в разумном, минимальном количестве. Это нужно и для закрепления материала, и чтобы дети учились учиться. Малыши сами порой настаивают на домашнем задании, чтобы почувствовать себя взрослыми учениками. На уроке очень много времени уходит на организацию работы. На то, чтобы дети сели прямо, правильно расположили тетрадь и достали ручку… На уроке нужно пройти одну-две странички, но бывает, что все сделать не успеваем. Приходится просить доделать задание дома — дописать пару строчек, заштриховать рисунок, для того чтобы ручка укрепилась, повторить написание новой цифры. Я не вижу в этом ничего страшного. Конечно, бывает, что учителя превышают свои полномочия. Это происходит, когда педагогу нужно повысить свой статус, получить более высокую категорию, и для этого он буквально натаскивает, перегружает детей. Но это происходит нечасто.

Следите за нашими новостями в удобном формате