Градация под аттестацию?

Градация под аттестацию?

Негласное деление учителей на сильных предметников, дающих крепкие знания, и педагогов, умеющих выстраивать доверительные отношения с детьми, существовало всегда. Однако Министерство образования и науки РФ собирается ввести свою официальную градацию учителей: «наставник», «оратор», «исследователь» и «новатор».

С зарплатой обещают помочь

По замыслу чиновников, к первой категории будут причислены преподаватели, накопившие богатый педагогический опыт и готовые передать его молодым коллегам. Во вторую попадут учителя, делающие упор на устное общение с учениками. В третью войдут педагоги, занимающиеся научно-исследовательской работой. К четвертой отнесут преподавателей, отдающих предпочтение экспериментальной работе, ратующих за введение новых методик и дисциплин.

В Минобрнауки отмечают, что присвоение той или иной категории никак не отразится на оплате труда педагогов. Подобная классификация лишь призвана помочь им в профессиональном самоопределении. Однако большинство учителей прозорливо связывают нововведение с переаттестацией и уже предвидят некоторые проблемы, которые могут быть связаны с новыми тенденциями в школе.

Одна из таких тенденций, как считает учитель русского языка и литературы с полувековым стажем Ирина Кротова, отказ от воспитательных функций. По словам Ирины Петровны, сегодняшняя школа работает на показ. Двоек и даже троек ставить нельзя. Если у ребенка плохие отметки, то в этом винят педагога. Возможная аттестация в этом случае может грозить ему серьезными последствиями.

Ступеньки для стимулов

Предложенная градация, по замыслу чиновников министерства, должна помочь учителю в его стремлении к повышению квалификации. Но даже опытный педагог в растерянности: к какой категории отнести себя? Каждая категория должна быть методически разработана и стимулировать педагога к поиску. Но чем, если материальных стимулов не предусмотрено?

— Мы с мужем-физиком с большим интересом изучали опыт Шаталова. Этот учитель разработал свою образовательную методику, которая давала хорошие результаты. Когда детям и учителю интересно, результат будет обязательно, — считает Ирина Петровна.

По словам представителя Межрегионального профсоюза работников образования Андрея Демидова, разделение по категориям учителей может превратиться в бюрократическую вакханалию.

Профсоюз не только не поддерживает деление на категории, но и выступает за отмену аттестации преподавателя после трех лет практики. Молодой специалист, став самостоятельным педагогом, должен проходить аттестацию исключительно на добровольной основе и только в случаях обоснованных сомнений в его профессионализме.

Соответствующие поправки к закону «Об образовании» уже подготовлены профсоюзом. В середине октябре в Госдуме состоится их первое обсуждение.

Александра МАХЛИНА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Комментарий

Депутат Законодательного собрания Нижегородской области, директор частной гимназии Галина КЛОЧКОВА:

— Безусловно, в наборе профессиональных компетенций учителя должны присутствовать все четыре аспекта (наставник, оратор, исследователь, новатор) и даже больше. Но любое деление не гарантирует самоопределение и достижение цели. Учитель, определив свою сильную составляющую, должен учиться дальше тому, что у него получается хуже. Настораживает то, что предложенная градация не привязана ни к карьерному продвижению, ни к зарплате, а следовательно, у педагога не будет желания работать в этом аспекте.

Следите за нашими новостями в удобном формате