Мечта открытостью жива

Мечта открытостью жива

— Когда мы, иностранцы, обучались в Московской консерватории, то, конечно, мечтали попасть в город Горький, но он был закрыт для нас, — вспоминает австрийский музыкант Клаус Кристиан Шустер. — Ужасно рад, что моя мечта наконец-то сбылась. Я очень впечатлен — красивейший город! Очень надеюсь, что вы не сломаете ваши изумительные деревянные постройки.

Вкусил «солоноватого» Чайковского

В Нижнем Новгороде прошли Дни Австрии. Были круглые столы и встречи с экспертами, на которых обсуждались различные аспекты культурных и образовательных связей между родиной вальса и нашим городом, а еще в планетарии открылась фотовыставка «Непарадная Вена» Леонида Гройсмана и экспозиция работ австрийских художников «Вперед к новым берегам!». В филармонии состоялся благотворительный концерт ансамбля «Альтенберг-трио». Музыканты сыграли трио Брамса и Шуберта — редко исполняемые версии-«автографы», а перед концертом рассказали о себе и, конечно, о музыке.

— На протяжении уже двух столетий главная статья культурного экспорта Австрии — музыка. Как там обстоит с музыкальной культурой сегодня?

Амирам Ганц: — Австрия буквально пропитана музыкой: вряд ли в какой-либо иной стране вы услышите, как в обычном кафе посетители компетентно обсуждают тонкости последней премьеры Брукнера. Впрочем, присутствует и определенный снобизм, эдакое презрение к неавстрийским музыкантам, которые «понятия не имеют об истинном исполнении Моцарта». Венцы, едва заслышав, что я собираюсь учиться в России, говорили, что я сошел с ума, ведь «ничему путному там научить все равно не могут». А я встретил изобилие традиций, получил море советов. Понял великую русскую музыку, Чайковского, сочинения которого те же венские снобы считают «солоноватыми» и без помощи господина Караяна звучащими как-то «не так». Глупости! А на вступительных экзаменах я получил первый в жизни шок, услышав уровень абитуриентов, которые в Австрии точно поступили бы в числе первых, а в
Москве — не прошли по конкурсу.

Покушаться на шедевры бессмысленно

— Амирам, вы играете на старинной скрипке итальянского мастера Гоффредо Каппа. Она старше скрипок Страдивари, Амати, и можно лишь догадываться, на какую сумму она застрахована…

— Ну, не намного старше, к тому же реконструирована. Зато звук ее, на мой взгляд, даже получше, чем у Страдивари, на котором мне доводилось играть, и хлопот с охраной меньше. Например, на гастролях в Чехии нас встречал отряд милиции. Каппа меньше привлекает внимание необразованных грабителей, которым знакомо лишь имя Страдивари…

Александр Геберт: — Раньше было принято указывать, на каком инструменте играет музыкант, а сейчас, наоборот, факт обладания ценными инструментами стараются не вносить в афиши, которые в таком случае стали бы чем-то вроде списка объектов внимания для грабителей. Кстати, на самом деле старинные инструменты работы знаменитых мастеров воруют редко. В этом нет смысла! Инструмент сразу же объявляют в розыск, так что его нельзя ни перевозить через границу, ни, тем более, играть на нем публично. Не в сейф же его класть…

Мария ФЕДОТОВА.
Фото с сайта sigulda.lv.

Справка «НН»

Ансамбль «Альтенберг- трио» дебютировал в январе 1994 года. В составе трио — Клаус Кристиан Шустер (фортепиано), Амирам Ганц (скрипка) и Александр Геберт (виолончель). Музыканты в разное время прошли «русскую школу» — учились в Московской консерватории. За 18 лет существования ансамбля музыканты дали более тысячи концертов.

Следите за нашими новостями в удобном формате