А вокруг медсестры с косами стоят…

А вокруг медсестры с косами стоят…

«Последняя сказка Риты». Россия, 2012. Режиссер Рената Литвинова. В ролях: Ольга Кузина, Татьяна Друбич, Рената Литвинова, Николай Хомерики, Сати Спивакова, Алиса Хазанова.

В своем репертуаре

Фильм вызвал ажиотаж на Московском МКФ (второй режиссерский опус «богини»!), несмотря на то, что он малобюджетный, из серии «я его слепила из того, что было». Однако «слепленное» не выглядит самодеятельностью, благодаря кинематографической образованности автора вкупе с непостижимым для большинства простых смертных, но своеобразным представлением о гармонии и нелепости. Скорее тянет на самостийное королевство Литвиновой, где она устанавливает свои законы и творит все, что ее загадочной душе угодно: Земфиру — в сопродюсеры, артхаусного режиссера Хомерики — в артисты, себе — каракулевую шубу и черную корону, и даже похороны вот те нате, о каких мечтается. Кадр Литвинова обставляет, как чудачествующая и придирчивая хозяйка квартиру: наносит туда такую кучу необычных вещей, что ни в сказке сказать, ни пером описать, и расставляет их в безумном порядке.

Словом, здесь она королева, причем снежная: Литвинова в своем репертуаре, а ее репертуар — любовь и смерть, и сама режиссер воплощает на экране как раз последнюю. Она приходит в человеческий мир за живыми, то есть любящими душами, маскируясь под медсестру Неубивко из морга, и выполняет предсмертные и посмертные желания, а потом в потусторонней конторе отчитывается о проделанной работе и жалуется на уродства человеческого мира.

На сей раз героиня Литвиновой пришла за Ритой — красивой женщиной, переживающей любовь и смертельно больной. Подруга Риты — врач, которая разлюбила и мужа, и работу и теперь пьет. А к соседке Риты по палате не приходит ни любовь, ни смерть — она их лишь наблюдает со стороны. Помимо этих персонажей, на экране еще много женщин разных возрастов и национальностей, разной степени красоты и стервозности. Составлять их образы из причудливых деталей — любимейшее занятие режиссера. Особая каста — женщины с косами: как с колюще-режущими, так и с заплетающимися.

Какая нелепая жизнь!

Являя собой проводника между миром живых и мертвых, оживляя мертвое и умерщвляя живое, героиня Литвиновой обладает особым нюхом на мертвечину. Гибель видится ей везде: «убитая» архитектура, мертвые телефоны, чучела животных, даже в каракуле ей мерещатся черви. Ну и, конечно, вокруг снег, зима, а еще — непрерывное курение всех и вся, которое, как известно, убивает…

Уродство земной жизни воплощено в разрушенных корпусах больницы, еще хранящих черты архитектурного шедевра. А весь жизненный абсурд — в эпизоде, где на паре квадратных метров сходятся контора ритуальных услуг, лавка скобяных изделий, продающаяся свежая рыба и платье для мертвых без задней части… По Литвиновой, известный анекдот про нелепую смерть подходит скорее жизни — а смерть-то у нее получается красивой.

При всей своей экстравагантности фильм транслирует очень простую истину: красоту, любовь и смерть необходимо уважать. Бросать окурки в мертвое тело и разрушать красивые здания («Кто это делает? Наверное, власти… или мэр», — произносится голосом автора) — деяния одного порядка.
В «Последней сказке Риты», как мало где прежде у Литвиновой, очень сильны юмористические мотивы. Причем смех тут не только ехидный, а юмор не только черный, но и вполне добродушный — оживший памятник Гагарину разгонит любую тоску-печаль.

Следите за нашими новостями в удобном формате