От ребенка сегодня часто хотят неоправданно много. Родители невольно сравнивают свое чадо с другими детьми и, естественно, не хотят, чтобы их ребенок был хуже. «Мой-то до пятидесяти считает, а соседский Миша уже до двухсот! А дочь подруги Машенька уже в два года все буквы знала, моей же Насте неинтересно…»
Казалось бы, научить читать и писать — задача первого класса. Но уже открывают повсеместно «Школы будущего первоклассника», и, как выясняется, в некоторых из них на первом занятии просят малышей написать свое имя…
Не только буквы знать
Порой папы и мамы считают своим долгом как можно раньше научить ребенка чтению, счету и письму (и своя душа спокойна, и перед знакомыми не стыдно).
— Однако, подчас делая это неграмотно, родители нарушают очень тонкие законы формирования психических процессов, навыков, в результате чего ребенок, даже вроде бы умеющий читать, не только этого не хочет делать, но и порой испытывает негативные эмоции по этому поводу. А это серьезная причина дальнейшей школьной неуспеваемости, — утверждает старший преподаватель кафедры начального образования Нижегородского института развития образования (НИРО) Ольга Дедова.
Между тем
За год до школы, особенно если ребенок не посещает детское дошкольное учреждение, необходимо пройти обследование
медиков-специалистов : ортопеда, невролога, офтальмолога, логопедаи т. д. Это необходимо для того, чтобы выявить заболевания, которые в свою очередь могут осложнить подготовку к учебе.
Безусловно, успешная адаптация ребенка в школе зависит от родителей, но все же лучше предоставить это специалисту, то есть разделить обязанности! Многое также зависит от того, с каким багажом знаний малыш выпускается из детского сада. О готовности к школе говорят, казалось бы, банальные вещи — достаточная осведомленность об окружающей действительности, словарный запас, связная речь, элементарные навыки счета.
Не менее важны и другие стороны готовности к школе, такие как положительное эмоциональное отношение к школе, умение общаться, любознательность.
Сколько годков?
Согласно документам Министерства образования РФ, дети принимаются в школу с шести с половиной до восьми лет.
— По наблюдениям педагогов, психологов и родителей нежелательно отдавать в первый класс детей (особенно мальчиков), которым еще не исполнилось семи лет. Исключение составляют дошколята с высоким уровнем готовности и желанием учиться. В подобных случаях решение о том, готов данный ребенок к школе или нет, родители должны принимать с помощью специалистов — педагога, психолога, — говорит Ольга Юрьевна.
О том, что можно идти в первый класс, говорят показатели физической, психологической и педагогической готовности.
Кстати
Особенно полезны для дошколят:
игры с мячом, скакалкой, кеглями (они развивают ловкость, координацию и точность движений;
занятия, требующие скоординированных движений кистей рук (вырезание, лепка, аппликации, мозаикаи т. д. ).
В первом случае это соответствие уровня физического развития — роста, веса — возрасту, общее состояние здоровья, а также ловкость, выносливость, развитость мелкой моторики. Родителям следует обратить внимание на состояние нервной системы, работоспособность, утомляемость.
Педагогическая готовность включает знания, умения и навыки, необходимые ребенку для освоения им школьной программы. Проще говоря, родители должны спросить у себя после наблюдения за своим чадом, знает ли ребенок, сколько ему лет, свой адрес, название города, в котором живет, кем работают родители? Может ли он назвать цвет, форму, размер
Все это показатели готовности к школе. Мамам, папам, бабушкам и дедушкам по силам помочь усвоить эти знания своему малышу.
И игры пригодятся…
Психологический аспект — это умение общаться со взрослыми и сверстниками и готовность ребенка к новой, учебной, деятельности. На первый взгляд это может показаться очень сложным. Речь идет о том, что он должен понимать задачи, которые ставятся перед ним, то есть отвечать на вопросы: «Чему я хочу научиться?», «Что мне для этого нужно сделать?», «Получается ли у меня?», «Как это сделать лучше?»
Роль родителей в процессе обучения заключается в совместных занятиях с ребенком. Причем постепенно объем помощи взрослого должен сводиться к минимуму. Предложите малышу: «Давай поможем бабушке убраться в комнате, у нее ножки болят», «К нам должны прийти гости. Давай приготовим для них обед, наведем порядок в комнате».
Важно создавать новые мотивы поведения и деятельности («Ты скоро будешь школьником, а школьнику стыдно опаздывать»). Полезно разъяснять важность того или иного дела, а также предоставлять «право выбора» («Что ты сейчас будешь делать — читать книжку или полоть грядку?»).
Гораздо более существенен, нежели навыки чтения, счета, письма, успешный опыт освоения различных видов деятельности. Если ребенок с удовольствием играет, рисует, лепит, вырезает, стремится осваивать новые виды деятельности, умеет без лишних напоминаний убирать за собой и помогать родителям, то эти качества будут залогом успеха в школе. Ну и не обойтись без положительного примера со стороны пап и мам. Закон «зоны ближайшего развития» означает делать все совместно с ребенком и с радостью. Мама может варить суп и комментировать: «Смотри, я кладу в суп капусту, морковку, картошку, лук…» И по ходу задавать вопросы: «Какие овощи, фрукты ты знаешь?», «Какие они по цвету, по форме?», «Каковы они на вкус?» Специальную же подготовку, повторимся еще раз, лучше отдать на откуп педагогам.
Александра МАХЛИНА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Мнение
Ирина СОЛОВЬЕВА, мама первоклассницы:
— В нашем первом классе есть дети, которые пришли в школу, не умея читать. А у моей дочки была очень сильная подготовка в детском саду. В результате ей в школе скучно. Им сейчас задают то же, что она уже проходила в подготовительной группе в садике. Это чревато тем, что девочка может расслабиться, а когда начнутся более сложные задания, интерес к учебе может пропасть.
Комментарий
Наталья ВЕТРОВА, учитель младших классов:
— «Школа будущего первоклассника» помогает ребенку настроиться на учебу, приучиться к дисциплине. Если он проходил такую подготовку в учебном заведении, в которое он пойдет, то ему уже не нужно привыкать к зданию, к ребятам, так как многих из них он уже знает. С другой стороны, родители должны научить ребенка именно учиться, привить понимание порядка. Это очень важно для успешного освоения программы.
Тем временем
Как разъяснили «НН» в НИРО, часто в «Школах будущего первоклассника», вместо того чтобы осуществлять психологическую подготовку детей к учению (чему, собственно, и должна в первую очередь служить данная ступень образования), психологи постоянно тестируют детей с целью диагностики «адаптивных возможностей» будущих первоклассников, что является нарушением прав ребенка. Некорректное сообщение результатов диагностики ребенка может вызвать у родителей неоправданную тревогу и прочие нежелательные реакции по отношению к своему ребенку.
Диагностическое обследование детей дошкольного возраста, согласно письму Минобразования России, «призвано помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение». Однако на практике это делается с многочисленными нарушениями. Чаще всего это неправомерное тестирование детей в процессе аттестации дошкольных образовательных учреждений, педагогических и руководящих работников, при переходе детей из дошкольного учреждения в первый класс общеобразовательной школы.
Также неоправданно тестировать детей с целью отбора для обучения по определенной образовательной программе (например, в лицеях, гимназиях). Это противоречит основным законам развития личности и психики. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители.