В одиночку ЖКХ не поднять

В одиночку ЖКХ не поднять

В последнее время особую актуальность приобрела проблема, связанная с ущемлением законных интересов граждан в сфере долевого строительства.
Многочисленные факты противоправных действий недобросовестных строительных компаний вызывают большой общественный резонанс.
По разным подсчетам, в целом по Российской Федерации от таких действий пострадали от 60 до 80 тысяч человек.
Не исключение и Приволжский федеральный округ. Только за третий квартал нынешнего года в его регионах произошли 73 акции протеста, вызванные проблемами жилищно- коммунальной службы, 10 из них были связаны с вопросами долевого строительства.
Наиболее сложная ситуация в этой сфере складывалась в Самарской, Ульяновской, Оренбургской и Нижегородской областях.
Это сообщение сделал на совещании по проблемам эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры в регионах Приволжского федерального округа заместитель полномочного представителя президента РФ в ПФО Георгий Матюшкин. По его словам, в указанных регионах уже созданы и функционируют межведомственные комиссии, деятельность которых направлена на разрешение конфликтных ситуаций, ведется работа с пострадавшими соинвесторами. Однако из-за отсутствия законодательно закрепленных полномочий этих комиссий у них пока нет возможности воздействовать на ситуации в сфере долевого строительства.
Обнадеживает то, что с 1 января 2007 года будут внесены изменения в закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости...".
После этого существенно расширятся полномочия органов государственной власти субъектов РФ. Говоря об эксплуатации жилищного фонда, Георгий Матюшкин отметил, что накопившиеся в ЖКХ проблемы в одиночку государство решить не в состоянии. Единственный выход - реформировать отрасль и стимулировать приток в нее частных инвестиций.
По состоянию на октябрь 2006 года кредиторская задолженность коммунальных предприятий в целом по стране превысила 200 миллиардов рублей, дебиторская - 300 миллиардов рублей. Такие огромные долги парализуют отрасль. У жилищных МУПов не хватает средств не только на расширенное воспроизводство, но и на текущую эксплуатацию основных фондов. Региональные и местные бюджеты, надо понимать и в нашей области, не имеют источников для финансирования вывода из кризиса коммунального хозяйства, как и у МУПов нет собственных средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры.
По мнению Георгия Матюшкина, выходом из сложившейся ситуации может стать передача сетей коммунальной инфраструктуры в концессию, при условии, что сформированные на местах предложения будут приемлемы и выгодны для бизнеса.
Одна из главных проблем - ветхое жилье. Высок уровень износа его и в нашей области.
Все усугубляется тем, что собственность на имущество коммунальной инфраструктуры в большинстве случаев принадлежит муниципальным образованиям.
"При этом МУПы, являясь хозяйствующими субъектами, - подчеркнул Георгий Матюшкин, - не несут никакой ответственности за свои действия или бездействие, не заинтересованы в прибыльности и повышении качества предоставляемых услуг. Подобная форма управления имуществом коммунального хозяйства является препятствием для перехода предприятий коммунального сектора к работе в рыночных условиях".
Поэтому сегодня органы государственной власти должны содействовать реорганизации системы управления ЖКХ, стимулированию развития экономических, а не административных рычагов управления, развитию конкуренции в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг. А также вести контроль за их качеством.
Анатолий УДАЛОВ.

В тему

Холодно зимой должно быть на улице, а не в доме

Реформа жилищно-коммунального хозяйства пробуксовывает Свои факты могли бы привести энергетики. В одном из материалов нашей газеты, посвященном готовности энергетической системы к зиме, руководители Территориальной генерирующей компании №6и"Нижновэнерго" с горечью констатировали, что в жилищно-коммунальном хозяйстве теряется значительная часть энергии.
Между тем на выработку ее затрачены топливо, усилия трудовых коллективов и так далее. Тариф, который платим мы, потребители тепла и электричества, лишь в малой степени отвечает затратам энергетиков. Нельзя сказать, что они не озаботились такой ситуацией. В Балахне, например, где жители в прошлые зимы сильно волновались по поводу холода в квартирах, решено было поэкспериментировать. Тепловые сети переданы в аренду ТГК-6, которая, несомненно, заинтересована в надежном и качественном теплоснабжении населения. И что же? Холодные дни в этом осенне-зимнем сезоне уже были, а балахнинцы ощущали их, только выйдя на улицу. О передаче тепловых сетей в аренду теперь уже говорят в Иванове.
Сормовская ТЭЦ в Нижнем Новгороде (станция входит в контур ТГК-6) всегда была надежным поставщиком тепла. 42 процента потребителей в заречной части города подтвердят эти мои слова.
Другое дело - муниципальные и ведомственные котельные. Поздние сроки начала отопительного сезона, пониженная температура теплоносителя для них обычное явление. Жительница Ленинского района, я в прошлую зиму могла только радоваться за свою тетю, живущую в Московском районе - хоть она-то находится в тепле.
А между тем разговоры об ограничении газоснабжения станции оказались небеспочвенными. Как рассказывали в интервью нашей газете специалисты Сормовской ТЭЦ, в прошлую зиму ограничения доходили до 90 процентов.
Тогда станция переключалась на мазут, хоть он и дороговат. Почувствовали ли жители перепад в температурах? Нисколечко.
Вот и в эту зиму Сормовская ТЭЦ вошла с запасами мазута, чуть ли не вдвое превышающими нормативы. У нее есть серьезные резервы для увеличения тепловой мощности, так что, если жилищное строительство в заречной части Нижнего Новгорода будет развиваться бурными темпами, это не скажется на температурном режиме в квартирах.
В свое время путь потерь проанализировали в Саранске и Пензе. И пришли к выводу, что транспортировку тепла надо поручить тому, кто его производит, - ТГК-6. Жителям тех городов это обходится на 20 - 25 процентов дешевле, чем нижегородцам.
В Мордовии местные власти пошли еще дальше, передав в управление профессиональным энергетикам свои котельные, а также тепловые сети и в столице республики, и еще в десяти ее регионах.
Так что хороший опыт, как реформировать ЖКХ, у нас в округе есть. Его надо только искать и предлагать новые подходы.
Светлана ИСАКОВА.

В приемной губернатора и правительства Нижегородской области с 11 декабря 2006 года начинает работу "горячая телефонная линия" по проблемам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территорий.
Звонки принимаются ежедневно (кроме выходных) с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 18.00, в пятницу до 17.00 по телефонам: 39-12-01, 19-74-33, 39-19-22, 11-91-91.

Следите за нашими новостями в удобном формате