Поймать Владимира Величко не так-то просто. Художник живет в бешеном темпе, постоянно занят. Сейчас, например, он проводит все свое время либо в художественном музее, либо в Выставочном комплексе: завтра, 2 ноября, там открывается всероссийская художественная выставка «Единение. 2012». Тем не менее Владимир Николаевич сумел уделить время корреспонденту «НН» и рассказал о непростом бытии современных мастеров кисти.
Опора для оплота реализма
— Нижний Новгород считается форпостом «высокой» живописи. Так ли это?
— Безусловно, мы стараемся придерживаться академической школы. В Нижнем Новгороде есть представители разных направлений, но преобладает реалистическое искусство. Во многом это заслуга Нижегородского отделения Союза художников — кстати, третьего по численности в России после Москвы и
Санкт-Петербурга , оно насчитывает 260 человек. Практически всем им союз предоставляет мастерские в безвозмездное пользование, регулярно проводит выставки. Но у него, как, к сожалению, и у многих прочих в стране, есть беда — мы стареем. Выпускники нашего художественного училища, получая крепкую профессиональную подготовку, уезжают продолжать обучение в те же Москву или Питер.
— Отчего же в Нижнем Новгороде до сих пор нет художественного вуза?
— Видимо, пока не время. Я пытался пробивать вопрос с открытием, скажем, филиала Суриковской академии; но тогда казалось, что все это нужно только мне одному. Несомненно, что с появлением художественного вуза многое преобразилось бы, сформировалась бы уникальная среда, комфортная для художников. У нас до сих пор нет внятного
арт-рынка , практически нетарт-менеджмента и компетентныхарт-критиков .
Выставки — хорошо, но без продаж никак
— Между тем в Нижнем постоянно проходит немало выставок…
— Да, потребность в них есть, но работ покупают мало. Художнику неинтересно устраивать вернисаж просто, чтобы украсить
чей-то интерьер. Ему нужны продажи! Ведь бывает и так, что иным художникам порой просто нечего есть. Если оничто-то нашли сами — считай повезло.
— Сейчас в магазинах по соседству с шубами и брендовой обувью продается много картин, «хороших и недорогих»: ярких, больших, в симпатичных рамках. Считаете ли вы, что они составляют конкуренцию нижегородским художникам?
— Шутите? То, о чем вы говорите, — не произведения искусства. Рамки, согласен, порой неплохие, а картинки — конвейерный ширпотреб, копеечная штамповка. На этом легко сделать бизнес, а вот на настоящем искусстве — очень сложно. Ведь хорошая картина не может стоить дешево. Если бы было все так просто, зачем бы тогда выстраивались очереди в Лувр и Эрмитаж… Беда еще и в том, что в обществе мало знают, с чем можно и нужно сравнивать ширпотреб. Не все понимают, что «ярко» — не главный критерий искусства. Настоящая картина — это не просто изображение, но часть души художника, и только она способна греть, радовать, удивлять и исцелять
по-настоящему .
Мария ФЕДОТОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Справка «НН»
Владимир Николаевич ВЕЛИЧКО — заслуженный художник РФ. Родился в 1956 году в Горьком. Окончил Горьковское художественное училище и Харьковский
художественно-промышленный институт. Дважды лауреат премии Нижнего Новгорода, постоянный участник региональных, всероссийских и зарубежных выставок. С 1997 года — председатель Нижегородского областного отделения Союза художников России. Секретарь Союза художников России. Руководитель проекта Всероссийской художественной выставки«Единение-2012» .