Под эти знакомые с юности мелодии в концертном зале люди плакали и смеялись, а в антракте многие еще и вспоминали разные истории из жизни, связанные с той или иной композицией. Ведь музыка легендарного Поля Мориа, которую на сцене Театра оперы и балета исполнял гранд-оркестр Жан-Жака Жустафре, действительно для многих жителей нашей страны давно уже стала родной.
А мадам Мориа против!
В прошлые гастроли гранд-оркестра Жан-Жака Жустафре, играющего музыку Поля Мориа, на афишах значилось, что он своего рода преемник знаменитого некогда оркестра. Но накануне новых российских гастролей вдова композитора Ирен Мориа сделала специальное заявление, в котором подчеркнула, что ее огорчает происходящее в России и Китае, где публика считает, что будет слушать «настоящий» оркестр Поля Мориа и именно Жустафре якобы и является преемником легендарного композитора. «Хочу внести ясность, — заявляет мадам Мориа. — Этот господин не является художественным преемником моего мужа и не имеет никакого права представлять публике музыку, каким-либо образом связанную с ее автором».
Понять вдову музыканта можно. Поль Мориа был незаурядным композитором и дирижером со своей уникальной исполнительской манерой. Жан-Жак Жустафре, музыкант родом из Марокко, во многом приблизился к стилистике маэстро, с которым немало работал, и однажды даже дирижировал оркестром еще при жизни композитора. Впрочем, сохранились воспоминания, где говорится, что самому Полю это исполнение пришлось не очень-то по душе. «Жустафре — хороший музыкант, валторнист, но заменить Мориа он не может», — сказали, в частности, и нижегородские поклонники маэстро.
Вечера под музыку Вивальди
Публика услышала практически все шлягеры оркестра Поля Мориа: «Жаворонок», «Эль Бимбо», «Прости мне этот детский каприз», известный россиянам как заставка к «Кинопанораме», и многие другие. Надо отдать Жустафре должное: на сцене он держится очень галантно и артистично. Но все же звучание, а иногда и трактовка этих произведений были в духе времени — чуть жестче оригинала.
«Концерт — дань нашего уважения композитору», — говорят музыканты оркестра. Кстати, в оркестре работают люди, участвовавшие во многих концертах и записях Поля. «Он был очень глубоким музыкантом и очень тонким, чутким, с ним было порой нелегко, но очень интересно», — признавались музыканты после концерта.
Мориа много работал с Мирей Матье, в 60-е годы он практически открыл ее для Советского Союза. Песня о революции, которую он написал в Ленинграде и которую юная Матье исполнила на крейсере «Аврора», всегда звучала во время русских гастролей певицы (в конце 70-х Мирей исполнила ее вместе с ансамблем Александрова). А вот сам Поль был в России всего дважды. Но ему очень нравилась русская музыка. В один из приездов он услышал только что написанную Сергеем Никитиным и Виктором Берковским бардовскую «Под музыку Вивальди» и загорелся идеей сделать свою версию этой песни. Вариант Мориа под оглушительные аплодисменты был представлен и на нижегородском концерте гранд-оркестра. А еще в Нижнем прозвучали «Танец с саблями» Хачатуряна и «Подмосковные вечера», которыми маэстро всегда был очарован.
Оксана ЗЕМСКАЯ.
Фото с сайта art-and-cool.ru.
Справка «НН»
Поль МОРИА (1925 — 2006) — французский композитор, дирижер. Свой первый оркестр создал в 17 лет. Работал со многими знаменитыми исполнителями. В 1965 году создал уникальный по звучанию гранд-оркестр. Выпустил множество дисков. Дважды приезжал в СССР.
Жан-Жак ЖУСТАФРЕ — дирижер и музыкант. Родился в 1952 году в Марокко. Солист филармонического оркестра Радио Франции. Как дирижер работает в основном в области легкой и джазовой музыки. Сотрудничал со многими оркестрами, в том числе и с оркестром Поля Мориа. Гастролирует во многих странах.
Следите за нашими новостями в удобном формате