Оружие массового поражения

Оружие массового поражения

Трагедия в Выксе, когда пьяная бизнес-леди угробила молодую женщину с ребенком и после суда переехала на жительство в колонию-поселение. Прокурорско-адвокатский сынок на Бору, отправивший на тот свет молодую семью и тоже получивший срок, который будет отбывать в колонии-поселении.


Веселая студенческая компания, разбившаяся на «Сузуки» на берегу Горьковского моря — трое погибших. Жуткое столкновение «Порше» и «Лексуса» на Нижневолжской набережной… Сегодня стало небезопасно не только ездить в общественном транспорте или переходить дорогу, но даже находиться на тротуаре. Похоже, несчастные дети на столичной остановке и гибель Марины Голуб стали последней каплей в чаше всенародного терпения. На фоне развернувшейся комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, принятой президентом страны еще в 2010 году, депутаты Госдумы снова задумались о том, как сохранить жизнь и здоровье сограждан, которые ежегодно тысячами гибнут на дорогах.

Верной дорогой едем, товарищи?

За девять месяцев этого года в Нижегородской области произошло 3976 ДТП с пострадавшими: 511 человек погибли, 4997 — ранены. В их числе отдельные цифры про детей: 17 погибших и 462 раненых. У обывателя возникает ощущение, что нас охватил бум дорожных катастроф. Но начинаешь изучать статистику прошлых лет, разговаривать со специалистами и постепенно убеждаешься в обратном.

Справка «НН»

За 10 месяцев этого года в Нижегородской области произошло 390 ДТП по вине пьяных водителей. Это по их вине погибли 46 человек. А всего за этот период составлено 20 490 протокола за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или за отказ от медосвидетельствования.

— Раньше до нас хроника ДТП доходила аж на третьи сутки, — вспоминает подполковник полиции Игорь Михайлушкин, без малого два десятка лет прослуживший в отделе пропаганды безопасности дорожного движения областного ГАИ-ГИБДД. — А вот о последнем крупном происшествии на дороге в Большемурашкинском районе, где в результате столкновения «Мазды» и «Хонды» один человек погиб, а девять были госпитализированы в местную ЦРБ, информационные агентства узнали от нас минут через пятнадцать. Увеличилось число СМИ, «отрабатывающих» горячую тему ДТП…

В самом деле, оказывается, в начале прошлого десятилетия на дорогах области гибло по 950 человек ежегодно. Сегодня эту цифру практически свели к 700. А ведь автопарк с тех пор заметно увеличился: об этом мы можем судить по уплотнившемуся транспортному потоку на городских улицах и загородных трассах. В настоящее время в области зарегистрировано более миллиона единиц автомототранспорта.

— Да, статистика ДТП повода для оптимизма не оставляет, — рассказывает Игорь Петрович. — Но опыт тех стран, где сейчас аварийность на дорогах снизилась в разы по сравнению с российской, показывает, что и они переживали подобный период. Но через ужесточение наказаний, воспитание культуры поведения на дорогах, социальную рекламу, через хорошие дороги, неподкупных полицейских и совершенный автопарк они пришли к минимизации потерь…

Сегодня наименьший риск погибнуть в ДТП участник дорожного движения испытывает в Европе, особенно в странах Скандинавии. И их опыт показывает, что мы на верном пути. Нам бы вот еще хорошие дороги, неподкупных полицейских, дисциплинированных пешеходов да вежливых водителей!

Держитесь крепче…

Увы, теперь так частенько говорят про общественный транспорт. Пресловутые маршрутки, водители которых в погоне за длинным рублем обгоняют друг друга, по-прежнему солируют в дорожной какофонии проблем. Более того, к непременному лихачеству прибавились и другие недостатки, такие как отсутствие необходимых документов (к примеру, на самом продолжительном в Нижнем Новгороде маршруте № 76 в настоящее время не заключены договоры собственников автопарка с городским начальством), мизерная зарплата тех, кто отвечает за техническое состояние автобусов… А ведь многие из пазиков служат пассажирам по 10 — 15 лет.

Недавно в Нижнем о себе заявил скромный городской трамвай, столкнувшийся с маршруткой. Следствие еще разбирается в истинных причинах ДТП, но свидетели видели, как вагоновожатая — девятнадцатилетняя девушка — буквально таранила автобус. Пострадали в основном те пассажиры, которые находились в автобусе. Кстати, за 9 месяцев этого года в Нижегородской области произошло 58 аварий по вине водителей общественного транспорта, в результате которых 5 человек погибли, 109 — получили ранения. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года произошло 57 таких аварий, в которых 5 человек погибли и 140 были ранены.

И еще одна беда замаячила в перспективе развития общественного транспорта — падение пассажиров. Да-да, и такое явление тоже относится к разряду ДТП. В этом году, например, по сравнению с данными за прошлый год число случаев падения пассажиров в общественном транспорте выросло на 40 процентов — более 60 случаев. Обычно это происходит так: водитель автобуса (трамвая, троллейбуса), стремясь избежать столкновения с другим транспортным средством, резко тормозит, в результате кто-то успел сгруппироваться, а кто-то упал и сломал ребро…

Конечно, комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, принятая президентом, в большей степени касается тех, кто обеспечивает организацию пассажирских перевозок. Но вот что говорит подполковник Михайлушкин:

— Движение на дорогах сегодня находится на таком уровне, что поездка в такси или в общественном транспорте требует не только мастерства и опыта водителя, но и, скажем так, социальной активности пассажира. Сел в машину — пристегнись ремнем безопасности, стоишь в маршрутке — держись за поручень, увидел, что водитель нарушает правила дорожного движения, — сообщи сотруднику ГИБДД или руководителю автопредприятия…

Национальное бедствие

Пик аварийности на дорогах области приходится на 2007 год. Тогда в авариях погибли 944 человека и 7698 человек получили ранения различной степени тяжести. Это был первый год действия другой федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения, рассчитанной до 2013 года. Проект предусматривал четыре блока — инженерно-технические мероприятия, оптимизацию правовых норм в сфере ПДД, усовершенствование помощи пострадавшим в ДТП и воспитательную работу с участниками дорожного движения. С первыми тремя пунктами нижегородцы, кажется, справляются: построили около 100 километров межполосных ограждений (на Московском шоссе, например, где каждый год при столкновениях погибали по нескольку десятков человек, после возведения «отбойника» смертность была сведена к нулю), установили современные светофоры, нарисовали «оптические» зебры и т. д. Открыли так называемую трассовую медицину, закупили оборудование для лечебных учреждений, специализирующихся на лечении дорожных травм.
Четвертый блок нижегородцы тоже отрабатывают на совесть — просветительские акции, профилактические операции, газетные публикации, социальная реклама всех видов… И только один «пунктик» непобедим в нашем сознании. Число нетрезвых водителей за рулем растет год от года и день ото дня.
Если в прошлом году за сутки в области задерживали 30 — 40 водителей, принявших на грудь, прежде чем сесть за руль, теперь эта цифра возрастает в полтора-два раза. Например, за недавние выходные дорожные инспектора задержали 192 водителя в состоянии алкогольного опьянения. И хоть кол на голове теши — не пугают их ни штрафы, ни лишение водительских прав. Некоторые продолжают ездить и без прав.

На встрече с журналистами начальник УГИБДД полковник полиции Андрей Назаренко огласил умопомрачительные цифры: около 250 водителей у нас в области имеют общий срок лишения водительских прав более 10 лет и с десяток водителей имеют общий стаж лишения прав более 50 лет…

— Автомобили превратились в оружие массового уничтожения людей, — заявил Андрей Алексеевич.

Каждое девятое ДТП у нас в области происходит с участием нетрезвого водителя, в Выксе и на Бору, которые сегодня лидируют по числу «пьяных» аварий, это каждое пятое ДТП. В целом по стране ситуация с пьянством автомобилистов не более утешительна. Может, поэтому депутаты Госдумы предложили ужесточить наказание за управление транспортом: штраф 50 тысяч рублей и лишение водительского удостоверения на 3 года, если попался впервые, и такой же штраф, лишение прав на 3 года и плюс административный арест, если с таким нарушением задержали повторно. Если же совершил
ДТП при наличии алкоголя в крови, да вдобавок при этом погубил людей, никаких колоний-поселений! В этом случае — прямой путь на зону. И, теперь уже точно, никаких допустимых промилле. Только «ноль»! Если, конечно, речь идет о законопослушном водителе, не желающем стать убийцей на дороге.

Татьяна ЧИНЯКОВА.
Фото предоставлено
пресс-службой регионального ГУ МЧС.

Тем временем

По данным ГИБДД, в России ежегодно происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибает 27 тысяч человек и получают ранения 250 тысяч. За последние 10 лет в стране произошло более 5 миллионов ДТП, в которых погибли около миллиона человек и ранены более 6 миллионов.

Кстати

Первое в истории зарегистрированное ДТП произошло 30 мая 1896 года в Нью-Йорке: электромобиль Генри Уэлса столкнулся с велосипедом Эвелина Томаса, который отделался переломом ноги.

Следите за нашими новостями в удобном формате