В каждой организации существует свой микроклимат, и появление нового сотрудника, безусловно, его разрушает.
Так, эффектная моложавая брюнетка Елена Волкова с первых дней работы на новом месте постаралась втереться в доверие к коллегам. В конце концов отношения между сотрудниками испортились. Одни считали любопытство Елены безобидным и естественным, другие находили его навязчивым.
Разрушитель микроклимата
А молодая сотрудница, вчерашняя студентка Настя Ильина, первое время старалась не высовываться, сидела тише воды, ниже травы. Разделяла все интересы своей своенравной начальницы, выполняла ее мелкие поручения. Когда же через несколько лет девушке это надоело, то разгорелся конфликт.
Как же правильно вести себя новичку? На что обратить внимание, чтобы период адаптации прошел быстро и успешно? Есть две основные ошибки, которые чаще всего допускают новички. Первая — переоценка своих возможностей, вторая — наоборот, излишнее волнение и неуверенность.
Оглядеться — и улыбнуться
Большинство психологов единодушны в том, что не стоит лишний раз вспоминать о старой работе, говорить, как там все было хорошо. Оставьте устав, как говорится, в старом монастыре. Подождите, пока ваше мнение станет значимым для коллег и начальства.
К новичку быстро пристают прозвища вроде «странный», «чудаковатый». Задача его состоит в том, чтобы занять в коллективе наиболее комфортное для себя положение. Например, с первого же дня нужно постараться запоминать имена, отчества, фамилии и должности начальников и коллег. В их сознании обязательно отложится хорошая память и внимательность нового сотрудника, что впоследствии поможет завоевать авторитет.
«Самая типичная ошибка молодого сотрудника — отсутствие стремления понять корпоративную культуру компании и влиться в коллектив, — говорят психологи. — Необходимо держаться подальше от „союзов“ и „альянсов“, если таковые здесь есть. Для начала же стоит держаться вежливо и дружелюбно со всеми».
Стоит внимательно приглядываться к начальнику и коллегам. Как они разговаривают между собой, кто с кем разговаривает больше, чем с другими, по каким интересам сбиваются эти группы. Ответьте себе честно на вопрос: какое место в этом коллективе хотите занять именно вы?
Ловят на ценностях
— Современные руководители делают ставку на высокую работоспособность, — говорит нижегородский психолог Наталья Осьмигина. — В глазах руководства сотрудник, который демонстрирует готовность перерабатывать, предпочтительнее того, кто работает от звонка до звонка. Не менее важно, чтобы человек разделял ценности организации, в которую он попал. Поэтому важно осмотреться и разобраться, какие ценности данная организация декларирует, а какие реально играют важную роль.
Некоторые компании не придают особого значения вводному в курс дела обучению. В таких организациях новички предоставлены сами себе, остаются брошенными на выживание. Бывает и так, что выбирается совершенно неправильная линия поведения. Сотрудник, еще не прошедший положенные три месяца испытательного срока, уже начинает интересоваться, когда же ему повысят зарплату и как будет дальше расти его карьера. Для работодателя это самое трепетное место, поэтому результат иногда бывает плачевным.
— Проработав три с
В идеале руководитель должен максимально четко с самого начала объяснить новичку, какие результаты от него ожидаются, сориентировать его по задачам, функциям, определить критерии оценки его деятельности. Это поможет избежать ситуаций, когда новый сотрудник говорит, что не знал, с чем он столкнется по работе.
Но и новичкам тоже надо проявлять инициативу. Когда сотрудник ведет себя слишком пассивно и боится задать лишний раз вопрос, дабы не проявить собственную некомпетентность, он, скорее всего, вызовет более жесткое отношение начальства, четкое инструктирование взамен простых указаний. Если есть неуверенность в задании, лучше уточнить: «Правильно ли я вас понял, что…» или задать другие уточняющие вопросы.
Александра МАХЛИНА.
Фото Натальи ПЬЕТРЫ.
Комментарий
Строим команду
Елена СМОЛЕНСКАЯ, специалист по развитию карьеры:
— Компании, как правило, заинтересованы в экономии средств на подбор персонала и предотвращении «текучки», поэтому там принято уделять особое внимание работнику на этапе его вхождения в должность для его скорейшей адаптации. В фирмах с грамотно построенной системой обучения новые сотрудники быстро осваивают профессиональные обязанности, легко устанавливают отношения с коллективом. Это в разы повышает продуктивность работы всех подразделений компании. Помимо тренингов, направленных на повышение профессиональных компетенций, существует так называемый тимбилдинг (англ. team building — построение команды — активный корпоративный отдых, направленный на сплочение коллектива). Дружеские отношения в организации, совместное проведение праздников, традиции, принимаемые всем коллективом, составляющие единую корпоративную культуру, имеют большое значение при нематериальной мотивации персонала. Поэтому крупные компании тратят большие деньги на обучение и адаптацию сотрудников.
Кстати
Десять «не», которые облегчат вам карьеру:
— не опаздывать;
— не переоценивать свои возможности;
— не делать преждевременных выводов;
— не сваливать вину на других;
— не ссылаться на неосведомленность;
— не откладывать работу;
— не злоупотреблять зарплатными требованиями;
— не выступать с революционными предложениями;
— не бояться задавать вопросы о прямых обязанностях;
— не поддаваться панике.
Евгений МАРУЗОВ, менеджер:
— Особенно сложно найти себя в женском коллективе, состоящем из незамужних дам, которые видят в тебе лишь представителя другого пола. Основное правило здесь — не лезть со своим уставом в чужой монастырь.
Алена ТИКУЛЕВА, бухгалтер:
— Важно проявлять инициативу, не стоит бояться работы, сторониться более опытных сотрудников. Они и сами
когда-то начинали с нуля. Главное, чтобы отношения были уважительные.Татьяна КОМАРОВА, инженер:
— Важно правильно выстроить отношения с коллегами. Нельзя быть букой, а с другой стороны, не стоит посвящать сотрудников во все ваши личные проблемы. Стоит держать дистанцию.
Расстановка с толком
Делу больше всего поможет диагональ
Мы проводим на работе треть суток пять раз в неделю. Плюс работа нас кормит. Надо ли долго пояснять, что в офисе все должно быть устроено правильно, чтобы был и комфорт, и доход?
Пляшем от шефа…
— Самое главное рабочее место — руководителя, человека, от которого зависит деятельность всей компании, — рассказывает
…И смотрим в центр
Что до прочих сотрудников, хорошо разместить свой рабочий стол, сориентировавшись в направлении «за спиной шефа», причем неважно, что кабинет начальника может находиться совершенно в другой комнате. А вот положение «лицом к шефу» означает неосознанную с ним конфронтацию.
— В идеале хорошо было бы прервать поток энергии, идущий к вам от двери, — отвечает
Вы должны видеть вход, но не садиться напротив двери, спиной или лицом к окну, лицом к стене. Искусно прятаться не стоит: считается, что того, кого не видно от входной двери, удача обходит стороной.
Нежелательно, чтобы вам в спину или прямо в лицо смотрел
Выбор человеком рабочего места, часто неосознанный, способен выдать его личные секреты. Тот, кто усаживается так, чтобы «контролировать» всю комнату — жаждет власти; удалился в угол, словно обустроил личный кабинетик, — надежен, но себе на уме.
Ненужные бумаги накапливают отрицательную энергию, гарантируя застой в делах. Поэтому по
Захламленные шкафы останавливают карьерный рост.
Если перед собой поставить свое фото с выступлением на
Мария ФЕДОТОВА.