Законопроект, расширяющий понятие «государственная измена», принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации, вызвал неоднозначную реакцию в обществе и крайне негативную со стороны правозащитников.
Наказание осталось прежним
Если раньше государственной изменой считались «выдача гостайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России», то теперь слово «враждебность» исчезло из формулировки. Но расширен круг лиц, передача гостайны которым будет считаться изменой Родине: в список вошли международные организации и их представители.
Законодатели попытались пояснить, что понимать под «помощью», и отнесли к ней финансовое,
Кроме того, в Уголовном кодексе появилась новая статья «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну». За нее, полученную воровством, обманом, шантажом, принуждением или угрозой насилия, предлагают штрафовать на 200 — 500 тысяч рублей либо лишать свободы на 4 — 8 лет.
— Как правило, такие преступления не имеют широкого общественного резонанса, и в основном они совершаются в столице, — говорит доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ННГУ и адвокат Сергей Остроумов.
Новые поправки в законодательстве смутили даже опытных правоведов.
— Для меня лично пока не очень понятно, что такое помощь и способствование иностранным шпионам. Что под этим понимается? Например, человек пришел на прием в
Неясность только вредит
Если их не будет, то россияне рискуют оказаться в весьма интересном положении. Зная, насколько у нас могут интерпретировать законодательство разные правоохранительные структуры, ярлык врага народа легко можно приклеить каждому из нас.
— Всякая неясность в законодательстве вредит. Создается ощущение
По утверждению правоведа, внесенные в закон изменения расширяют список деяний, которые попадают под состав преступления. При этом до конца непонятно, какие именно действия попадают под запрет. С точки зрения правозащитников, таким образом могут быть ограничены конституционные права и свободы граждан. Их мало убеждает позиция сенаторов Совета Федерации, которые
Ольга МАКАРОВА.
Тем временем
По данным областной прокуратуры, за последние пять лет в Нижегородской области расследовалось лишь одно уголовное дело по признакам преступления, квалифицируемого как разглашение государственной тайны. Оно было возбуждено в 2009 году в отношении сотрудника УФСКН России по Нижегородской области. Обвиняемый по приговору суда проведет за решеткой в общей сложности 4 года 9 месяцев, он также лишен права занимать определенные должности в течение двух с половиной лет.