Эта египтянка с годами краше

Эта египтянка с годами краше

На сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени Пушкина с блеском прошла премьера «Аиды» — большой оперы, справедливо считающейся одним из лучших творений гениального Верди.

С русскими мотивами

И впрямь музыка «Аиды» полюбилась слушателям настолько, что, например, на одной из итальянских премьер композитору не дали выйти из театра: Верди подняли на руки и торжественно несли до самого дома, а позже, за полночь, под его окнами громко и радостно сыграли марш египтян.

Источником либретто будущего шедевра стали несколько страничек египетской легенды, реконструированной с древних папирусов французским египтологом Огюстом Мариеттом. Речь шла о трагической любви египетского военачальника и эфиопской принцессы — трагической, так как Египет и Эфиопия долго воевали. Между тем, хотя и написанная по мотивам якобы реальных событий, да еще и в честь открытия Суэцкого канала, «Аида» с музыкальной точки зрения абсолютно «итальянская», и неудивительно, что оперные египтяне «разговаривают» на бельканто. Забавно, впрочем, в первом действии в храме Изиды в исполнение решительно вторгается… нечто из русской оперы: женский хор местами напоминает о коллективе имени Пятницкого, мужской хор вполголоса чеканит на манер знаменного распева, а жрицы с египетскими кувшинками в ладонях похожи на русалок.

И сцены было мало…

За исключением упомянутой сцены, «Аида» звучит изумительно как никогда: стройно, мощно, по-настоящему красиво, а спектакль в целом идет в хорошем, бодром темпе. Наконец-то в полную силу зазвучал оркестр театра, красочно и мощно исполнивший вердиевскую партитуру. Безусловно хороши солисты (Аида — Екатерина Ефремова, Амнерис — Елена Шевченко, Радамес — москвич Константин Толстобров, Фараон — Александр Сильчук, Рамфис — Виктор Ряузов) — превосходно звучат, выразительно играют… Отдельного упоминания заслуживает эфиопский царь Амонасро, образ которого обычно трактуют статично и уныло; здесь в исполнении Владимира Боровикова по сцене мечется опасный взъерошенный террорист. Словом, если закрыть глаза, вполне можно представить, что слушаешь высококлассную запись… увы, на порой непонятном языке: вновь «пропадает» добрая половина слов, так что незнакомым с поворотами сюжета слушателям остается наслаждаться исключительно музыкой.

Между тем глаза держать необходимо широко открытыми — в новой постановке есть на что посмотреть. Это не только новые яркие костюмы и живописнейшие декорации, но и новые экзотические танцы. Увы, видно, что сцена маловата для больших египетских торжеств, и при том, что на фоне полнозвучного оркестрового великолепия душа просит побольше воинов, пленников и танцоров, каждому ясно, что больше шести пар на этой сцене просто начнут толкаться локтями.

Мария ФЕДОТОВА.
Фото Юрия МАСЛОКА.

Справка «НН»

В Нижегородском оперном театре опера «Аида» идет с первого сезона с 1935 года. Данная постановка — четвертая в истории театра. Режиссер-постановщик — Отар Дадишкилиани, дирижер — Сергей Вантеев, художник — Евгений Спекторов, постановщик танцев — Валерий Миклин.

Следите за нашими новостями в удобном формате