Анна Воронина — профессиональный педагог социального центра «Бригантина» со стажем и опытом. Но и она, взяв на воспитание двух девочек-сестренок, не обошлась без консультаций с психологами и специалистами. Каждой приемной маме она советует учиться.
Не предай!
— Случаи возврата детей были и у нас в приюте, и каждый раз сжималось сердце от жалости. Чтобы такого было меньше, здесь несколько лет назад создали школу приемных родителей, — говорит Анна Владимировна. — Мы рьяно осуждаем заграничных усыновителей, посадивших приемыша в самолет и отправивших одного на Родину, но у нас бывает и похлеще. Учиться быть родителями нужно и им, и нам. Вот почему, задумав взять двух
И все равно трудности были. Родной сын сначала ревновал маму к девочкам, потом девчонки стали отмерять: кому уделяется больше внимания. Сейчас они уже вместе мечтают приютить еще мальчишку — для ровного счета.
Сестренки, старшей из которых уже восемнадцать, искренне счастливы.
— Нас взяли из приюта, когда мне было 16, — рассказывает первокурсница, будущий врач Юля. — Я ведь уже мечтать не могла, что у нас будет мама, добрейшая бабушка и замечательный брат Саша. Разве поступила бы я в мединститут, если бы не два педагога — мама и бабушка, которые со мной упорно занимались.
А сестренку вообще считали в классе отстающей, зато теперь шестиклассница Алина, вылезла из троек и стала хорошисткой. Всего два года прошло, и домик на окраине Балахны девочки называют родительским.
Дважды святое дело
В «Бригантине» — социальном центре для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, такая семья не одна. Не выдержала и взяла недавно к себе десятилетнюю девочку воспитатель Алла Радунина. Причиной принять малыша к себе может быть только желание иметь ребенка, и тогда, как для любой матери, здоровый он или больной, рыжеволосый или черненький уже не имеет значения. Научишься и прощать, и наказывать.
— В школе принимающих родителей «Бригантины» работают психологи, врачи, юристы, — рассказывает заместитель директора Любовь Утина. — 3 ноября выпустили группу с государственными свидетельствами о прохождении подготовки. Такой документ с печатью и подписями с этого года стал официальным, и без него отдавать детей в приемные семьи органы опеки больше не будут. Двое будущих родителей из прошедших курс обучения сразу же подали заявки на сопровождение семьи.
Да у той же Анны Владимировны остаются проблемы, например, с квартирой Юли. На закрепленном за сиротой жилье висит сорокатысячный долг по ЖКХ.
Часть приемная мама оплатила сама, а некоторую сумму попросят в министерстве соцполитики.
— Святое дело — родить дитя, дважды святое — сделать все, чтобы неродной по крови ребенок смог считать тебя защитой, опорой, настоящей матерью, — добавляет мама Анна Владимировна Воронина.
Вера ЧЕБОТАРЕВА.
Фото из семейного архива Ворониных.
Комментарий
Елена ХАРИТОНОВА, ведущий специалист министерства социальной политики:
— С 1 сентября в Российской Федерации подготовка будущих замещающих родителей стала обязательной по федеральному закону о внесении изменений в
Семейный и Гражданский процессуальный кодексы. У иностранцев, пожелавших принять на воспитание российского ребенка, есть возможность подготовиться на территории государства, где они постоянно проживают, и представить соответствующий документ.Единая для всех регионов России программа подготовлена Минобразования РФ. Обучение проходит в виде лекций, тренингов, индивидуального консультирования, по итогам проводится собеседование и по его результатам выдается свидетельство. Нижегородская область опередила выход закона, с 2009 года мы опробуем программу «Под защитой семьи», и уже работают 58 школ замещающих родителей, ресурсный центр, действуют службы сопровождения семьи и ребенка.
Цифры
Ежегодно в Нижегородской области около 2000
детей-сирот передаются на воспитание в семьи. В более 11 тысячах замещающих семей воспитываются 13 000 детей. За год возвращается в приют и детдом свыше полусотни ребят, но это более чем в два раза меньше, чем во времена, когда школ не было.