В сухом остатке реформы МВД 2009 — 2011 годов: очищение рядов от недостойных высокого звания сотрудников полиции, весьма привлекательная зарплата у оставшихся и… нехватка кадров (набор на вакантные должности официально объявлен). И реальность такова — народ снова захотел работать в органах правопорядка. Но как вычленить из потока кандидатов тех, кто подался туда за длинным рублем с солидным, но сомнительным жизненным опытом, который не пристало иметь стражу закона? А действительно ли детектор лжи, который в настоящее время обязательно проходят все кандидаты, не оставляет шанса проходимцам? Это корреспонденты «НН» решили проверить на собственном опыте.
Ближе к реальности
С самого начала применения детектора лжи его пытаются обмануть. Интернет просто кишит подобными рецептами. Вот основные рекомендации: чтобы провести датчики, нужно накануне принять определенные медикаменты, смазать кожные покровы специальными средствами или даже подложить кнопки себе под пятки. Кроме того, Всемирная паутина советует сосредоточиться во время ответов на вопросы полиграфолога на
Справка «НН»
Центр психофизической диагностики выносит кандидату один из 4 вердиктов: рекомендуется, в основном рекомендуется, минимально рекомендуется, не рекомендуется полностью.
Однако почти все рецепты заканчивались оговоркой: у вас получится ввести полиграф в заблуждение только при условии, что вы имели возможность длительной на нем тренировки. То есть, как минимум, вы должны быть офицером ГРУ.
И
Как на исповедь
— На испытание к нам приходят кандидаты, у которых уже стоит отметка о том, что они физически и психически здоровы. Итак, кандидат заинтересован в том, чтобы пройти комиссию, а полиграфолог — в том, чтобы выявить наличие негативной скрываемой информации, — поясняет старший медицинский психолог центра психофизической диагностики федерального казначейского учреждения здравоохранения
Итак, на что обращается внимание при обследовании потенциального полицейского? На наркотики, алкоголь, связи с криминалом, совершение административных нарушений и преступлений и так далее. Исходя из полученных данных на беседе и при начальном опросе на аппарате, полиграфолог далее расширяет список вопросов для каждого конкретного кандидата в том направлении, где возникли подозрения на ложь.
Даже нос не почесать
Думаю, что на счету почти каждого из нас есть поступки, которые он захотел бы скрыть. Со школьных лет — всенепременное воровство яблок в соседском саду, ловля рыбы на запрещенные орудия добычи, скажем, зыбка или бредень. Наконец, различные административные правонарушения, от нарушения ПДД и заканчивая
Наш испытуемый Максим решил скрыть из личного списка «административки» факт отправления естественных надобностей в не предназначенных для этого общественных местах. Также он решил утаить свою хулиганскую выходку, когда, будучи десятиклассником, с приятелями во дворе разбил лобовое стекло «Жигулей» соседа. Тогда ему с друзьями удалось остаться безнаказанными. В остальном он был честен и откровенен.
Кстати
При кадровой проверке на полиграфе вопросы вероисповедания и сексуальной ориентации категорически запрещены. Такие вопросы задаются подозреваемым в соответствующих преступлениях по запросу определенных органов.
Итак, после такой не вполне откровенной беседы, его опутали датчиками (на груди, предплечье, на пальцах, кроме того, специальные детекторы стояли под ножками стула). Одним из самых необходимых условий проверки на полиграфе является абсолютная неподвижность, поскольку изменение реакции организма заметно только при выходе человека из состояния покоя.
Сидеть пришлось не шелохнувшись, дышать ровно, ни в коем случае не сбивать дыхание, не смотреть в одну точку. Сразу же зачесалась бровь, признается испытуемый, и кончик носа. Контролировать свое тело оказалось намного сложнее.
В таком психологическом дискомфорте и приходилось отвечать на
И все в таком духе на протяжении нескольких минут. Затем перерыв, и по новой…
На чистую воду
— Ни одного другого вопроса, которого я бы с испытуемым не обговорила в беседе, я не имела права задавать, — рассказала нам Татьяна Летавина по итогам тестирования. — В беседе Максим мне рассказал о приводах в милицию и административных протоколах по этим делам. В конце я спросила, были ли еще
Вопрос: «А вы не боитесь, что не пройдете проверку на полиграфе».
Ответ: «Нет».
— На этом вопросе у Максима полностью прекратилось дыхание, график показал всплеск
Вопроc: «Вы совершали в прошлом преступные действия, за которые не понесли наказания?»
Ответ: «Нет!»
Кстати, один и тот же вопрос полиграфолог может задать до 6 раз, в среднем — 3 раза. У Максима на вопрос о том, совершали ли вы преступления, за что не были наказаны, в трех случаях при его ответе нет полиграмма показывала, что это неправда.
Заметим, что наш испытуемый также три раза сказал, что не боится проверки на полиграфе, а прибор упорно показывал, что это неправда.
Виновата деформация
На каждого кандидата полиграфолог тратит как минимум два с половиной часа. Мы сами убедились, насколько глубоко человек просвечивается. За свой рабочий день полиграфолог тестирует всего
Подробно рассказать о том, что показал полиграф по каждому вопросу, в газете просто нереально. Скажем только, что нашего корреспондента в полицию бы не взяли. Это говорит о том, насколько высоки требования к стражам порядка. Откуда же, спросит иной читатель, периодически появляются оборотни в погонах? По словам полиграфологов, тут, как и в любой профессии, в немалой степени виновата «профдеформация». Но проверка действующих сотрудников на детекторе лжи — это отдельная история.
Ольга МАКАРОВА, Максим СОЛОВЬЕВ.
Фото Ольги МАКАРОВОЙ.
Любопытно
В России при приеме на работу исследование с помощью детектора лжи производится исключительно на основании добровольного согласия человека. В прошлом году 5 тысяч членов комиссий по госзакупкам в Москве добровольно прошли тестирование на полиграфе. По результатам проверки к 70% из них появились вопросы, касающиеся прежде всего профессиональной неподготовленности.
Комментарий
Сергей ГОРДЕЕВ, начальник центра психофизической диагностики федерального казначейского учреждения здравоохранения
медико-санитарной части МВД России по Нижегородской области, подполковник внутренней службы:— Процент кандидатов, не рекомендованных к службе в полиции, как и, например, четыре года назад, остался на прежнем уровне — 25–28 процентов. Поток желающих служить в полиции сейчас достаточно большой. Теперь каждый кандидат проходит проверку на наркотики, и за последние два года этот критерий отбора внес большие коррективы — он дает высокий процент отсева. Также есть кандидаты, которые не рекомендуются нами
из-за выявленных у них корыстных мотивов.
Олег ТИХОМИРОВ, 21 год, студент НГТУ:
— Я был бы не против при приеме на работу пройти детектор лжи. Если эта должность хорошая и высокооплачиваемая, то при прохождении конкурсного отбора я выполню все, что попросит работодатель.
Каких-то особых грехов за мной нет, и я не боюсь полиграфа.Алла СУХОДОЕВА, 35 лет, финансист:
— Я понимаю работодателя. На ответственный пост нужно брать только проверенного человека, поэтому не вижу ничего зазорного, что кандидатов на рабочее место в крупной компании просят пройти полиграф. Уверена, в нашей стране люди согласятся пройти что угодно, лишь бы получать достойную зарплату.
Николай СЕРГЕЕВСКИЙ, 50 лет, бывший военный:
— Мне кажется, что тут нет никакой проблемы. Хочешь получить работу — соглашайся на условия руководства фирмы и проходи полиграф. Не хочешь — не проходи и пытайся устроиться в другое место. Рассуждать о нарушении прав человека здесь неуместно.
А как у них
В США в настоящее время полиграф используют в основном федеральные силовые ведомства: Агентство национальной безопасности, Управление уголовных расследований армии, Управление разведки и безопасности армии, следственная служба
военно-морского флота, Управление специальных расследований ВВС, Отдел уголовных расследований корпуса морской пехоты, ФБР, Управление по борьбе с наркотиками, секретная служба охраны президента, ЦРУ, Бюро по контролю за алкоголем, табачными изделиями и огнестрельным оружием, почтовая служба США, полицейские управления.Согласно американскому законодательству, при приеме на работу в частном секторе допускается использование полиграфа только в том случае, если обязанности работника будут связаны с правительственными контрактами, работой с наркотическими веществами, а также в области безопасности и охраны.
В Германии запрещено применение полиграфа при приеме на работу сотрудника даже при наличии его согласия, за исключением некоторых специфических областей.