Заядлые рыболовы-любители зачехлили летние удилища, спиннинги и забросили их до следующего сезона подальше на полки. Совсем скоро нижегородские водоемы покроются льдом и на смену летней рыбалке придет черед зимней «тихой охоты». Именно поэтому, провожая уходящий рыболовный сезон, мы расскажем, как же собственно рыбачили на реке Ветлуге на рубеже XIX — XX веков.
По полсотне в одну ванду
Ветлужские воды издавна славились добрыми уловами рыбы. Иногда в них попадались даже крупные особи осетров и белуг. Например, в 1890 году всего в паре верст выше впадения Ветлуги в Волгу марийцы плавными сетями выловили белугу весом в 28 пудов. Однако основную промысловую добычу на Ветлуге, а также в ее притоках, конечно же, составляла стерлядь.
Весной во время разлива и до самой осени и на Волге, и на Ветлуге рыбаки ловили стерлядь вандами (прутяным самоловом, в основание которого были вставлены два конуса — большой и малый). Их еще называли «мордами», «ныретками», «дурками» практически на всей Средней Волге, «наротами» на Унже, «наротушками» в Кинешме, «веренями» и «вершами» в Балахнинском уезде нашей губернии, а также «кувшинами» в Костроме. К ивовым прутьям ванд прилеплялось большое количество разнообразных червячков и личинок, которыми питается стерлядь.
К верхушкам конусов ванд и другим подобным орудиям лова зачастую привязывали липовую мочальную веревку и по нескольку штук (от 4 до 9), одна за другой, опускали на дно реки. Попадалась в ванды в то время обычно стерлядь, иногда судак, подуст, сомята. Говорят, что хороший улов у
Шашки наголо
После спада весенней воды стерлядь начинали ловить «шашковой снастью», которая в то далекое время считалась более гуманной, чем ванды и морды (сегодня ловля рыбы всеми этими снастями категорически запрещена. — Авт.).
Поставленные под водой крючки, поднятые шашками кверху, благодаря течению постоянно двигались, при этом зацепляя проходящую рядом с ними рыбу — стерлядь, леща, судака, жереха и сома. Эту снасть рыбаки ставили обычно на ночь по грядам у яров и кос с небольших лодок и ботиков. Вынимали ее перед рассветом, так как при утреннем свете слабо зацепившаяся рыба срывается и уходит.
Принцип лова на шашки был прост. Проплывая мимо многочисленных ее крючков, любопытная стерлядь или другая рыба начинала играть и теребить шашки и случайно накалывалась на острые крючки боками.
На Ветлуге в то время стерляди было много, и поднималась она не только выше самого уездного города Ветлуги, но и заходила во все ее притоки. Да вот беда, на реке этой в Макарьевском уезде Нижегородской губернии рыбаки не ловили шашковой снастью совершенно. А все потому, что тамошние власти преследовали промысловиков, использующих эту снасть. Под запретом ловли шашками оказались и рыболовы северной части Варнавинского уезда, тогда как в южной его части — в населенных пунктах Щербачихе, Уколове, Песочной и в самих Баках (ныне райцентр Красные Баки) ловля шашками была разрешена. Но ветлугаи особо не горевали, а ловили рыбку другими дозволенными тогда снастями.
В 1900 году в устье Ветлуги рыбаки выловили
Ветлужские рыболовы рассказывали, что стерлядь, снятая с крючков черной снасти не сильно пораненной, годами потом живет в неволе и благополучно растет. Чуть раненную крючками стерлядь ветлугаи держали до зимы в садках, а затем в стеклянных банках, наполненных ветлужской водой, и перевозили живою до Нижнего на лошадях. Два раза по пути воду меняли в попутных речках, стараясь доставить рыбу живой. В городе она снова попадала в садки, откуда живой ее доставляли в Москву, Петербург и другие российские города по железной дороге. И там она еще долго жила, пока не попадала к любителю стерляжьей ухи. Понятно, что вследствие такой длинной процедуры доставки цены на ветлужскую стерлядь были высоки.
Кстати, согласно статистике, на Волге от Козьмодемьянска до устья Камы только в одном 1903 году рыболовецкие ватаги (артели) выловили 4400 пудов стерляди. Так что посудите сами, какие в то время были уловы!
Дозволенность по правилам
Большую значимость рыбному промыслу придавали рыбаки села Вознесенское, что в 15 верстах ниже уездного города Ветлуги. Там рыбаки ловили трехстенными плавными сетями, переметами, мережками, а на близлежащих с селом озерах трудилась рыбацкая артель неводщиков. Другие рыбные места были у села Лапшанги, что в 7 верстах к северу от Варнавина. В этом селе буквально у каждого крестьянина были ставные сети, но, как правило, лапшангцы ловили рыбу не на продажу, а лишь для собственного стола. Но еще лучше был развит рыболовный промысел в пяти верстах выше Варнавина — в деревне Колпаково. В ней одних только рыбацких дворов было 25, и все хозяйки сбывали улов своих мужей в Варнавино. Ловили же колпаковцы рыбку неводами, мережками (снасть, подобная зыбке), вентерями, ботальными сетями, плавными трехстенными сетями и, конечно, аханами. Известно, что один аханщик из Колпаково поймал
Добрые уловы были и в селе Баки. Тогдашние
Дмитрий КАРАБЕЛЬНИКОВ, нижегородский исследователь.
Фото с сайта fion.ru.
Сюжет: Это интересно