Сразу после майских праздников аграрный комитет Законодательного Собрания собрал представителей нижегородского села, чтобы обсудить поправки к федеральному закону о развитии сельского хозяйства. Закон был принят в первом чтении Государственной Думой РФ 21 апреля, и от региональных парламентов требовалось лишь дать свое согласие-несогласие с ним. Нижегородские областные депутаты одобрили закон, но в своем постановлении отметили, что он требует серьезной доработки.
Теперь они собрали широкий сельский актив для обсуждения поправок, которые предложат депутатам Госдумы. На расширенное совещание были приглашены главы местного самоуправления и председатели Земских собраний районов, руководители крупных сельхозпредприятий и представители сельскохозяйственной науки, представители общественных организаций селян и руководители учебных заведений, готовящих кадры для села. Их многочисленные предложения депутаты, входящие в аграрный комитет, должны обсудить 17 мая и предложить в форме поправок к закону коллегам на пленарном заседании в конце месяца. Важнейший для сельского хозяйства страны закон может быть принят Госдумой до ухода депутатов на летние каникулы, он должен учитывать не только интересы российского села, но и требования ВТО, в которое Россия надеется вступить до конца года.
Удивительный факт отечественной истории – у нас никогда не было закона о сельском хозяйстве! Американцы почувствовали нужду в таком законе в 30-х годах прошлого века, в Европе законы о сельском хозяйстве появились после Второй мировой войны. Советскому Союзу этот закон был ни к чему, страна развивалась по логике пятилетних партийных планов, которые должны были учитывать все. У новой России руки до закона дошли только сейчас. Вернее, они дошли два года назад, когда аграрный комитет Госдумы предложил свой проект закона, полностью сформированный с учетом пожеланий селян. Тот проект не прошел, думцы приняли – не без труда – проект, предложенный правительством страны. Его-то и обсуждали 10 мая нижегородские селяне.
Даешь десятину!
Закон получился так себе, не закон, а декларация о намерениях. Из цифр внятно звучит только одна – сельхозпроизводителем имеет право называться только тот, кто производит на продажу не менее 70 процентов сельхозпродукции. Выступавшие даже не считали нужным обсуждать это положение, отмахивались от него как от нелепости. А зря. Почему 70 процентов? В законе оподдержке предприятий народно-художественных промыслов таковым объявляется предприятие, выпускающее не менее 50 процентов продукции, признанной изделиями НХП Фермеры, и это признано всеми экономистами, большую часть произведенной сельхозпродукции потребляют сами, товарных фермерских хозяйств в стране единицы. Министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Леонид Седов уверен. Что через год-два структура сельского мира изменится кардинально. За три последних месяца в области стало на 75 хозяйств меньше. Тех, которые можно было рассматривать именно как товарные. На очереди более 500, они все в предбанкротном состоянии. На месте развалившихся хозяйств останутся десятки разрозненных личных подворий, практически не связанных с рынком. Года через три они, может быть, и сориентируются на рынок, но это будет уже другая песня, потому что тот закон, который обсуждается, будет действовать всего три года.
Седов считает, что закону для конкретики необходимо добавить цифири. И первая цифра – 7, столько предложений он сформулировал перед депутатами в качестве поправок к закону о развитии сельского хозяйства. Счастливое число, возможно, нашим селянам и поможет магия чисел. Второе конкретное предложение – закрепить 10 процентов доходов национального бюджета страны как обязательную долю сельского хозяйства на развитие. Ту же долю он предлагает закрепить законодательно в бюджете регионов. За эту десятину, по признанию министра, селяне России бьются десять лет, но безуспешно. Советский Союз тратил на село четверть своих расходов. И то все жаловались – мало да плохо. Развитые страны – члены ВТО, а нам самое время на них ориентироваться, тратят не меньше 10 процентов, а кое-кто и намного больше. Россия сегодня тратит меньше всех бывших республик Союза – 1,1 процента своего бюджета.
Сорока-ворона, кому дашь?
На что тратить эту десятину? Первоочередных задач как минимум три. Первая – срочная модернизация и техническое перевооружение сельского хозяйства страны. Разоренные сельхозпроизводители не тянут покупку новой техники даже с помощью лизинга и кредитов. Вот кстати о кредите. Сроки кредитов для села надо удлинять, в соответствии с реальным производственным циклом, а проценты снижать – до трех. Банки на такие условия не пойдут еще лет пять. Значит, льготное кредитование должно организовать государство.
Агромелиорация во всех странах традиционно является заботой государства. Или не является, как в России. А надо бы земельку – известковать и удобрять, осушать и обводнять. И на это надо тратить миллионы рублей ежегодно. Сегодня земля восстанавливает свое плодородие естественным путем – когда ее забрасывают в залежи да пустоши. Поля зарастают сотнями тысяч гектаров.
Еще одна статья насущных расходов – ликвидация диспаритета цен, сложившегося в стране, с помощью целевых дотаций государства. Сегодня государство дотирует сельхозпроизводителя, компенсируя половину затрат на ГСМ и минудобрения, но это все в форме этакой доброй воли и утверждаться должно ежегодно. Вот бы законодательно закрепить, чтобы ни у кого сомнений не возникало, что любое повышение цен на солярку будет компенсировано селу тут же. Еще надо бы предусмотреть деньги на организацию продовольственных интервенций. Как форма борьбы с сезонным взвинчиванием или снижением цен на сельхозпродукцию продовольственные интервенции себя показали неплохо. Хотя последние опыты государства на зерновом рынке сельхозпроизводители оценивают скорее негативно, но это, говорят они, скорее от неумения, чем от самого принципа.
И если вернуться к первой насущной задаче российского сельского хозяйства – модернизации и техническому перевооружению, то они невозможны без подготовки кадров для села и закрепления их именно на селе. Значит, и на это должны быть предусмотрены средства.
Гусь свинье не товарищ?
Один за другим руководители сельхозпредприятий выходили на трибуну, добавляя штрихи к программе, сформулированной министром. Но когда к ним обратился руководитель информационно-аналитического центра Нижегородского масложиркомбината Владимир Гужев с предложением объединить усилия по улучшению закона, понимания он не вызвал. И даже призыв депутата Законодательного Собрания Валерия Антипова, тоже, кстати, представителя перерабатывающей промышленности, остался без ответа. Слишком много обид у селян к переработчикам, чтобы вместе идти на баррикады за светлую долю. Вот и снова падают закупочные цены на молоко и куриное мясо, еще не все оправились от многомиллионных долгов переработчиков перед селом.
Но ведь дело говорит депутат, дальше еще хуже будет! Придут страны-члены ВТО со своей дармовой, дотируемой государством сельхозпродукцией, кому тогда будут нужны доморощенные поросята, цыплята, телята? Единственная надежда тогда останется на Онищенко – встанет на границе со своими санитарными правилами наперевес и будет через лупу каждую сопроводительную бумажку разглядывать. А если серьезно, объединяться надо, ведь перед лицом ВТО все мы – представители одной страны, ее интересы и надо отстаивать, в том числе и перед своими чиновниками.
Тем и закончил расширенное совещание заместитель председателя Законодательного Собрания Николай Карманов. Призвал он всех слать свои наказы всеми видами связи в областной парламент, пока не истек 30-дневный срок, данный регионам на обсуждение закона о развитии сельского хозяйства.
Мнение.
Директор СПК «Дубенский» Николай Рыбин.
- Я целиком поддерживаю предложение о 10 процентах бюджета для села. И распределить их надо так: 90 процентов из федерального бюджета, а 10 –из регионального. Сегодня все деньги аккумулированы в федеральном бюджете, надо давать себе в этом отчет, и если опять повесить все дотации на региональный бюджет, толку не будет. Ничего не говорит закон о льготах сельхозпроизводителю на электроэнергию и газ. А если в один прекрасный день они кончатся? На газ уже сегодня явочным порядком идет отмена льгот, через перепродавцов. Необходимо законодательно закрепить льготы селу на энергоносители, и лучше всего именно в этом законе. Закону явно не хватает конкретики, вот ее мы и хотим внести в качестве поправок. Будут ли они приняты? Знаете, я оптимист, иначе не работал бы на селе. А так живем, работаем, строимся даже. На закон особо не надеемся, но какой-то толчок развитию села он просто обязан дать.
Елена СТАРИЧЕНКОВА