По национальному проекту "Образование" Нижегородская авторская академическая школа № 186 стала одной из "миллионников". По итогам конкурса за идею информационно-ресурсного центра этот коллектив получил государственный грант в один миллион рублей.
- Вы хотели посмотреть, куда мы потратили деньги?
Приезжайте, увидите, - приглашает директор Михаил Васильевич Буров. - Не на конфеты и пирожные, но туда, куда мечтали ребята.
Михаил Васильевич, конечно, человек с юмором, но действительно в этой школе существует правило: все самое главное решается вместе с учениками. Два года назад родители, дети, учителя принимали "Меморандум НААШ" (НААШ - Нижегородская авторская академическая школа - тоже их собственное, "узаконенное" ребятами название, за которое еще пришлось побороться). В этом внутришкольном документе как о главном направлении жизни говорилось о "создании условий, где учащийся сможет получать фундаментальное образование, позволяющее каждому ученику найти определенный профиль учебной деятельности, сформировать умение самостоятельно учиться, а при необходимости и переучиваться". Ну а переучиваться- то для чего? Учителя и ребята уверены, что в нынешний стремительно меняющийся век это насущная необходимость для каждого человека, а на шее у учителя вечно не просидишь.
Проще говоря, детям в современных условиях показалось старомодным получать знания только за партой и делать уроки стародавним способом - устремив взор в учебник.
Конечно, и хорошая книга, и мудрый учитель по-прежнему ими высоко ценятся и присутствуют, но эта школа сумела умножить опыт классической педагогики на современные технологии.
Представьте огромный зал со стеклянными стенами (проходящие мимо видят сосредоточенно работающих над своими идеями или уроками учеников). Три зоны двухэтажного зала условно отделяет друг от друга устланная мягким ковром широкая лестница. В одной стороне - читальный зал, стеллажи с книгами и учебниками. Во второй, сзади лестницы, зона мультимедийных презентаций с большим экраном, соответствующей аппаратурой, рядами кресел в мягком полукруге.
Здесь, не мешая читающим, ученики и учителя могут рассказывать и показывать группам детей, родителей или учителей новые проекты, устраивать защиты работ, знакомить с идеями и открытиями. Наличие в школе такого ежегодного мероприятия, как Ассамблея наук и искусств, требует обсуждений в камерной обстановке.
Поднявшись по лестнице, прямо на ступеньках которой тоже можно уютно устроиться и почитать, попадаешь в будущее современной школы. На широком, хорошо освещенном балконе зал цифровых информационно- образовательных ресурсов. Десять столов в два круга с десятью компьютерами посередине.
В распоряжении тех, кто присядет здесь, Интернет, сто тысяч томов электронной библиотеки, учебная литература, фильмы, журналы, доступ к огромному объему информации. Рядом специальный модуль для монтажа материалов, копировальная техника, сканеры, принтеры... Здесь с помощью учителя - руководителя центра, если помощь эта требуется, школьник может спокойно и комфортно вне урока и на уроках работать вполне самостоятельно.
- Это то, что нужно, - объясняет нам шестиклассник Никита Цветков. - Сейчас, например, я ищу что-нибудь дополнительное по биологии. Учебников разных много, но мне хочется выделить что-то оптимальное по теме, которая меня интересует. Дома у меня нет Интернета. Найду, скачаю и пойду изучать. Ничего необычного.
Катя Аникина из девятого класса уже думает о подготовке к экзаменам: - Учусь самостоятельно делать сайты, потом выставлю свой сайт в качестве экзаменационной работы. Нахожу здесь много подсказок.
- А я делаю реферат "Музыка и история", - сообщает Коля Шерстнев из 6 "в". - Нет, не списываю чужое, а ищу подтверждение своим мыслям. Тут это можно сделать быстро, а главное - очень интересно работать за компьютером.
- Мотивация к учебе тут мощная, - говорит руководитель центра Тимур Климентьевич Элькинд. - Ситуация меняется ежедневно, потоки информации, окружающие ученика, не сравнимы с теми, что были в нашем детстве. И мы, взрослые, должны понимать, что современный школьник живет в ином мире, наполненном новыми возможностями. Дети во многом опередили взрослых, хотя бы в том, что никогда не сомневались в необходимости компьютера в сфере образования. Нам надо не только догнать, но и встать рядом, создать для них нужное пространство, такое, в котором им потом жить. Какое образование сейчас нужно? Универсальное или узкоспециальное? Ни та ни другая модель не могут быть единственными, школа создает свою, пытаясь ломать стереотипы, при этом бережно сохраняя вековой опыт. Что будет с детьми через 10 - 20 лет? Нужно заглядывать в будущее вместе с ребятами.
- На это стоит тратить деньги государству, потому что только так школа сможет развиваться, - дополняет Михаил Васильевич Буров.
- Теперь нам легче грызть гранит наук, - смеется президент школьной Академии наук и искусств, одиннадцатиклассник Максим Лобанов.
- Наша школа дает возможность найти свое, сделать уроки интереснейшим поиском, понять, что ты действительно хочешь в жизни и что ты можешь уже сейчас.
Вера ЧЕБОТАРЕВА.
М Н Е Н И Я
Максим КРОХИН, начальник департамента по внутренней политике администрации президента РФ по Приволжскому федеральному округу:
- Школа должна меняться вместе с жизнью.
Систему образования в России, зарекомендовавшую себя как лучшую, не нужно ломать, но внедрять яркие проекты внутри школы, искать точки развития обязательно надо.
Вера ЗОЛОТНИЦКАЯ, глава администрации Советского района:
- Миллион потрачен на новый дизайн помещения, большое количество аппаратуры, мебель. Но значимость этого проекта велика, о таком центре мечтает каждое образовательное учреждение.
Все это дает колоссальные возможности учиться, совершенствовать знания и детям, и, подчеркну, учителям. Деньги потрачены разумно, и это главное.
Яна МАКОВЕЕВА, выпускница школы №186:
- Год назад я закончила эту школу, поступила в Высшую школу экономики.
Я возглавляла школьную страховую компанию "Формула успеха". Разные современные начинания, которые есть в нашей школе, делают учебу желанной, образование актуальным, модным. И учиться дальше уже легче. Став студенткой, я не увидела затруднений в дальнейшей учебе, в выборе профессии.
Для меня это очень важно, и я рада за тех, кто пришел в НААШ после нас.
Елена РОДИОНОВА, заместитель директора департамента образования Нижегородской области:
- А представьте на минуту, что свет погас, электричество кончилось, что тогда? Без мудрого, доброго, опытного учителя невозможен никакой урок, и это тысячу раз доказано историей школы. Но все новое, передовое, лучшие технологии, безусловно, должны быть на службе у учителя и ученика. Благодаря умению коллектива школы мечтать, стремиться к совершенствованию, идти в ногу со временем, желанию учителей сделать для ребят все, что возможно, и появился этот замечательный ресурсный центр.