...Ночью у молодой чеченки начались роды. Время и место выбрала она, прямо скажем, не самое удачное: чеченская земля в 2001 году горела вовсю, а станица Ассиновская даже в тогдашней Чечне считалась местом неспокойным.
Но - мысль не самая свежая - война войной, а жизнь жизнью...
Жизнь жизнью, а война войной.
Когда роженицу вели в карету скорой помощи, чтобы везти в Грозный, в роддом, с гор ударили подствольные гранатометы. Ударили прицельно - по красному кресту.
Дом стоял на отшибе; боевики с их великолепно налаженной разведкой не могли не знать, что бьют по своим...
Транспортировка женщины в родильный дом превратилась в боевую операцию. Мгновенно оказавшийся на месте наряд милиции занял оборону у дома. Пока одни, отстреливаясь, отвлекали огонь на себя, другие выводили из станицы, а потом и сопровождали до места женщину и ее еще не рожденное дитя. Милиционеры, отбившие нападение на машину "скорой", были нижегородцами, из батальона спецназа полка ППС Нижегородского ГУВД.
Можно, конечно, наплести красивых словес о "героизме", "готовности к самопожертвованию во имя..." чего- нибудь "высокого". Промолчим.
Меньше всего "бэсэны", вытащившие из-под огня роженицу, думали о "красивом".
Они выполняли свою обычную работу. В далекой терской станице ту же, что и в родном городе у слияния Волги и Оки...
Кавказский излом
Почти все бойцы и офицеры батальона спецназа (БСН), с кем довелось разговаривать, в один голос утверждали, что во время обеих чеченских кампаний жители к федеральным войскам относились по-разному, а вот милицию привечали. "Свобода", насаждаемая в Ичкерии сепаратистами, она ведь была совсем без берегов. Грабежи, разбои, даже убийства были вполне бытовым явлением. Тем более в Чечне с ее традиционной враждой между тейпами и кровничеством.
Особенно тяжко приходилось нечеченцам.
"Входили второй раз в Грозный, - рассказывал один из бойцов, - обнаружили бабушку в подвале разрушенного дома. Что она ела - Богу известно, а пила дождевую воду, скапливавшуюся в ложбинке около подвального окна. Дождь пройдет - она попьет.
А в сухую погоду худо ей приходилось..." Но это было уже на второй. А в январе 95-го бойцы нижегородского БСН едва ли не первыми из всех подразделений МВД вошли в полыхавший Грозный. Подразделение получило приказ "зачистить промышленную зону нефтеперерабатывающего завода".
Сказать, что задача была тяжела, - это ничего не сказать. Огромная территория одного из крупнейших в СССР предприятий, разбросанные там и сям многоэтажные корпуса цехов, окна, превращенные в бойницы...
Это при том, что обороняющимся территория знакома, а вот "зачищающие" ее не знают.
Через несколько часов задача была выполнена. Не потеряв ни одного человека, отряд БСН вышел к своим, гоня несколько десятков пленных боевиков. Еще несколько бандитов навечно остались на пропахшей нефтью земле предприятия. Сколько ни рассуждай о "военном счастье", все же на войне более чем где бы то ни было верна поговорка о том, что "везет сильным".
Подготовка нижегородских спецназовцев оказалась выше, чем у боевиков, а ведь противостояли "бэсэнам" не мужики с берданками, а превосходно обученные элитные дудаевские головорезы...
Так начиналась Чечня. Потом много еще было чего. Были засады: везли раненого в госпиталь по серпантинке, попали под обстрел из подствольников.
Привезли не одного, а нескольких раненых. Однако из десятка боевиков не ушел ни один...
Предотвратили крупный теракт в Ассиновской. Уничтожили нескольких террористов - пусть не уровня Басаева, но и отнюдь не рядовых.
Держали Гудермес, когда Бислан Гантамиров, сперва соратник, потом враг Дудаева, командир чеченского ОМОНа, привел своих подчиненных в боевую готовность, блокировав все - в ту пору еще временные - российские учреждения. Несколько часов ожидания резни - глаза в глаза, автоматы с выключенными предохранителями направлены друг на друга. Затем Гантамиров дал отбой, он и не собирался воевать всерьез, ему требовалось только показать гяурам лишний раз, "кто в доме хозяин"...
И все время чеченских командировок - зачистки, патрулирования, рейды. Стычки. Серьезные бои. Ранения, контузии... Но за 13 лет непрерывных командировок на Северный Кавказ - ни одного убитого! Хотя...
Причудливый трагизм нашей жизни не запихнуть в строки сводок.
"Ни одного убитого!" - говорят бойцы и офицеры. "Наш!" - с горькою гордостью говорят они о Герое России Евгении Шнитникове, сложившем голову в Чечне. Несколько лет прослужил Евгений в БСН. Здесь получил он и свой первый орден - Мужества. А то, что погиб он после того, как перешел в СОБР, не делает его для старых товарищей "чужим"...
И последнее: 47 раз выезжали "бэсэны" на Северный Кавказ. Это, кажется, абсолютный рекорд среди нижегородских спецподразделений. "Да что ты меня-то спрашиваешь? - смущенно говорил мне один из бойцов, когда я просил его поделиться чеченскими впечатлениями. - Я там и был-то всего четыре раза..." В БСН четыре чеченские командировки считаются "всего"...
Городская рутина
...В Автозаводском районе одни рабочие из Чувашии не поладили с другими - из Чувашии же. Не поладили конкретно. Слово за слово, стенка на стенку - в итоге победившая сторона не придумала ничего гуманнее, как запереть проигравших в контейнер и поджечь. Патруль БСН оказался на месте, слава богу, вовремя. Успел порядок навести. То есть спасти жизни одних и "повязать" других...
...На том же Автозаводе среднеазиатский Ромео (без регистрации) заперся в пустой квартире с аналогичной Джульеттой (среднеазиатской и без регистрации). Родители молодых людей не позволяли им пожениться, вот и решили они повторить судьбу шекспировских героев. Парень угрожал убийством возлюбленной и самоубийством, причем настроение у него было отнюдь не шутливое. Но не учел он подготовки БСН. Квартира была взята штурмом, заложница освобождена.
(Не совсем в тему, но и смолчать трудно. История имела продолжение: один из далеко не последних чинов РУВД распорядился оставить влюбленных на пару часов, прозрачно намекнув хлопцу, как следует тому бороться за свою любовь. Тот, хвала аллаху, офицера понял... Вышли из квартиры молодые люди мужем и женой.
И все два часа их покой стерегли от безутешной родни вооруженные автоматами милиционеры! Родичам Ромео и Джульетты осталось смириться - и скрепя сердце устроить свадьбу.) Свихнувшийся от водки и безденежья таксист взял в заложники собственных жену и дочь, угрожал убить их из охотничьего ружья. Этаж был высокий, атаковать пришлось с крыши.
Повязали, освободили заложников. Потом жалели "захватчика": "Нормальный мужик, хороший даже. Просто свихнулся. Может, ему реального срока и не дадут..." Бывала и откровенная "веселуха": однажды некий гражданин заявил о том, что сосед его ограбил. Дескать, пили с ним три дня, а после соседушка забрал у потерпевшего охотничье ружье и патроны к нему. Теперь убить угрожает! Что ж, сигнал принят.
Квартира зловредного соседа взята штурмом. "Ты прикинь, - рассказывали мне. - Абсолютно трезвый мужик, оправившись от испуга, говорит нам, что соседа своего едва знает, никакого ружья не брал, а водку отродясь и не пробовал. Начали разбираться. Выяснилось, что ружье спрятала супруга заявителя, она всегда так во время его запоев делает. А все остальное ему просто примерещилось. В том числе и пьянка с соседом..." Брали абсолютно голого мужика, пристававшего в трамваях к женщинам.
Тот при задержании пустил в ход зубы (кстати, по статистике, каждый четвертый задерживаемый милицией пытается кусаться!), затем предложил взятку, а когда задержавшие его спецназовцы отказались, пообещал с ними расправиться.
Было... Да много чего было! Обо всем и не расскажешь. Бойцы БСН и трагедий, и комедий насмотрелись вдоволь. Ведь именно их экипажи бросают "на усиление" в самые проблемные районы города, именно они обеспечивают порядок на массовых мероприятиях, на стадионах, во Дворцах спорта. А еще - на 300-летии Питера, 1000-летии Казани, в Дивеево же БСН ездит каждый год. Считается, что не подведут. Они и не подводят... Многие помнят громыхнувшую на всю Россию историю пермского СОБРа, отказавшегося ехать в чеченскую командировку, пока не выплатят ему законные "боевые". Обсуждалось тогда в центральных СМИ, в руководстве МВД, даже на кухнях, правы пермяки или нет, должны они ехать или нет.
Обсуждали громко. А вот экстренно сформированный на базе БСН отряд тогда отправили вне очереди в Чечню - тихо. Не оголять же позиции... Между прочим, тогда вся милиция находилась в одинаковом положении. И бойцы БСН в приватных беседах пермских "собров" не осуждали. Но... "Нас всегда посылают, где тяжело", говорили они тогда. И ехали под пули - не ропща.
Привычка...
Скромное обаяние спецназа
Обычно за "сумбурность заметок" принято извиняться. На сей раз не стану этого делать. Совершенно осознанно рассказывал я о самом старом (1983 года рождения) нижегородском спецподразделении первыми пришедшими на ум словами, вовсе не стремясь к "стройности повествования".
Не историю батальона, а "образ" его пытался воссоздать. Штурмовали Грозный и охраняли незадачливых влюбленных одни и те же люди. Одни и те же люди ежедневно рисковали жизнью в горячих точках (вплоть до Югославии!) и ловили мелких уличных грабителей (кстати, есть в батальоне оперативное подразделение из людей, обученных работе в штатском.
Создано недавно, и главный его профиль - борьба с "рывками" мобильных телефонов). Скучное сидение в засадах, патрулирование улиц, административная практика... И - операции по освобождению заложников, задержание "особо опасных" в городе и области.
Боевые награды на мундирах людей, которые, по сути, обычнейшие постовые, отнюдь не элита правоохранительных органов. И награждают-то ребят пореже, чем в других спецподразделениях, неизвестно почему. И вообще, БСН, школу которого прошли многие нынешние бойцы и почти все командиры "элитных" подразделений, самый "скромный", самый "неизвестный" спецназ в Нижнем.
Но ни в одном из спецподразделений не слыхал я столько рассуждений о людях, которым "надо помогать".
Никто, говоря о Чечне, не вспоминал старушек, которых следовало кормить- поить, а понадобится - умирать за них. Почти нигде, кроме БСН, не слыхал я слов жалости к тем, с кем бороться приходится. Наконец, и то, что у БСН есть подшефный кадетский класс, тоже само за себя говорит.
И рассказывают ребята о своей работе с детишками увлеченно и подолгу! В итоге приходит в голову мысль, парадоксальная и немного грустная. БСН полка ППС Нижегородского ГУВД - подразделение образцовое и по выучке, и по "менталитету", годами складывавшемуся.
То есть это именно ТАКАЯ милиция, какой она быть должна. Но ведь вся-то милиция "не такая"...
Потому-то, кстати, и БСН нарасхват, что обычные патрули ППС не справляются... Ну, впрочем, опять разжевываем общепонятное...
Игорь ГРАЧ.