Как-то в минувшем году (я учился в 11-м классе) учительница по литературе задала нам на дом написать сочинение о счастье. Мне 16 лет, жизненного опыта маловато. Я обратился за советом к авторитету в нашей семье - отцу, чтобы узнать, что он вкладывает в понятие "счастье".
Он на минуту задумался и рассказал, как в годы Великой Отечественной войны вся страна, в том числе и наш город, жили и работали под лозунгом: "Все - для фронта, все - для Победы!". Горьковчане на заводах, ставших военными, выпускали самолеты, танки, боевое оружие, снаряды и многое другое. В городе проходило формирование воинских соединений, десятки их названий выложены латунными буквами на одной из центральных стен около главной, Дмитриевской, башни Кремля. В эти же грозные годы был поставлен в центре города монумент нашему земляку, герою- патриоту Кузьме Минину, который вместе с Дмитрием Пожарским спас Россию в 1612 году от иноземных захватчиков.
- Однажды летом, в воскресный день, - продолжал мой отец, - вся наша семья - мы, четыре брата, родители - и несколько соседских друзей поехали в Нижегородский кремль, где только что открылась выставка боевого оружия времен прошедшей войны в честь заслуг города, ковавшего в тылу Победу над врагом. На постаментах стояли минометы, зенитка с движущейся установкой прицела, танки, бронемашины, самоходки, "катюши", самолеты и прочее.
Боевое оружие самоотверженно выдерживало "натиск" детворы новейших времен, которая его беспрерывно атаковала.
Торжественно, тихо постояли мы у Вечного огня, склонили головы перед стелой - стеной с именами героев-земляков, павших на полях сражений.
И, наконец, прославленная "тридцатьчетверка" - танк-34. Он гордо стоял на высоком постаменте, в глубине Кремля, чуть дальше Вечного огня.
Внизу, рядом с танком, шла асфальтированная дорожка. Здесь также толпился народ, взрослые и дети. Было оживленно.
Наш отец служил прапорщиком в одной из воинских частей города. Он был в военной форме.
Вдруг в начале дорожки- прохода мимо боевой машины отец остановился, гордо выпрямился, строго повернул голову к памятнику воинской доблести, вскинул правую руку под козырек и четким шагом, как на параде в Москве, на Красной площади, двинулся вперед.
Народ притих, медленно, молча разошлись люди по сторонам, освобождая для отца дорожку.
В наступившей мертвой тишине только слышалась чеканная поступь отца.
В эти минуты я испытал чувство радости, счастья, гордости за благородный папин поступок, за Родину, за свой народ, одержавший величайшую Победу в самой жестокой войне, когда-либо бывшей в истории человечества.
Так, согласно воинскому уставу, требующему чтить памятники боевой славы, поступил мой дед, бывший старшина, матрос Северного флота, а впоследствии прапорщик Иван Иванович Машин.
Что же такое счастье?
Думаю, что это мир и покой в каждой семье. А еще - когда можно гордиться отцу - сыном, а сыну - отцом.
Олег МАШИН.