Андрей КОРОБЕЙНИКОВ:«Ради понимания готов разбить все грани»

Андрей КОРОБЕЙНИКОВ:«Ради понимания готов разбить все грани»

В Нижегородской филармонии завершился авторский цикл концертов Андрея Коробейникова. В этом сезоне пять его программ были посвящены исполинской личности Людвига ван Бетховена. Музыка чередовалась со словом: Коробейников зачитывал подходящие по случаю фрагменты из записей композитора.

Бетховен как живой

«Моя задача в этом цикле не только играть, но дать представление о Бетховене как о живом человеке, фантастической личности. И то, что он формулировал словами, важно не менее, чем ноты», — признался пианист корреспонденту «НН» накануне концерта. Впрочем, ему слово.

— Вы перемежаете музыку словом, будто одной лишь музыки недостаточно…

— Жанр классического концерта предполагает некоторую «клубность», и те, кто находится на грани вступления в этот, достаточно элитарный круг, страдают из-за определенной недемократичности ситуации, натыкаются на психологический барьер: «Мы сейчас ничего не поймем», и эту грань я желаю разбить. Я выступаю в подобном жанре не так часто, потому что очень трудно сначала говорить, а потом играть, перестраиваясь из одного амплуа в другое. Но есть немало людей, которые после текста слушают музыку совершенно иначе. По окончании предыдущего моего концерта в Нижегородской филармонии, где я цитировал известное специалистам «загадочное» письмо Бетховена, адресованное бессмертной возлюбленной, за кулисы пришел один из слушателей — кстати, впервые в жизни посетивший филармонический концерт, — и, потрясенный, просил отдать ему это письмо, и я отдал ксерокопию…

— Сделать доступным можно любого композитора?

— Я объяснял и Шенберга, и Лютославского (весьма непростых для понимания даже для профессиональных музыкантов. — М.Ф.). Всегда можно расставить точки отсчета, от которых будет вести работу воображение не самого подготовленного слушателя. Да и знатокам эти слова тоже будут полезны.

Рояль в…торосах

— Успеваете ли вы отдыхать?

— Свободного времени не так много. Но все-таки оно бывает, и не так давно я устроил себе отдых в Антарктиде. Была возможность выбрать поездку в любую точку земного шара, и я решил, что надо лететь туда, куда меня точно не пригласят с концертом.

— Отчего не пригласят? Неужели в Антарктиде нет ни одного рояля?

— Рояль есть. На американской станции. Плюс пианино на чилийской, и уже на месте мы сорганизовались в смысле концерта, но людей немного, конечно. Тысячный зал собрать сложно, хотя у американцев и большой концертный зал построен. Но там просто нет цивилизации. Представьте: стоят бараки, на одном из них написано «Российская академия наук, лаборатория имени такого-то»… Знаете, из всего, что я видел собственными глазами, это самое фантастическое место. Это абсолютно другая планета! Или, нет, лучше — рай на земле. Природа Антарктиды не знает человека, не чувствует исходящей от него угрозы: киты и тюлени толкали наше судно, играли с ним. Абсолютное, безумное спокойствие, гармония, безмятежность. И человек в этой атмосфере сам начинает чувствовать и вести себя по-другому, нежели обычно.

Мария ФЕДОТОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Справка «НН»

Андрей КОРОБЕЙНИКОВ родился в 1986 году в Московской области. Начал играть на фортепиано с пяти лет. В семь лет одержал свою первую победу — первая премия III Международного конкурса юных музыкантов имени Чайковского. С отличием окончил ССМШ при Московской государственной консерватории, Московское областное высшее училище искусств и Московскую государственную консерваторию. В 2006 году с отличием окончил аспирантуру Королевского колледжа музыки в Лондоне. Выступает во множестве стран, участвует в престижных фестивалях, сотрудничает с ведущими оркестрами мира.

Следите за нашими новостями в удобном формате