На эту карту попадают не по протекции и не по разнарядке. И уж точно не от указания сверху зависит, сколько времени будет существовать маршрут до того или иного пункта. Как бы там ни было, но уже второй год на карте дальнобойщиков из разных российских регионов жирной точкой отмечено чуть было не сгинувшее в перестроечное лихолетье Кантаурово.
Многотонные фуры стали сворачивать на ведущую к нему проселочную дорогу после того, как один из местных руководителей (с благословения бывшего главы Борского района Владимира Иванова и депутата Рустэма Султанова) объединил под крылом возглавляемой им агрофирмы несколько сельхозпредприятий, дышащих на ладан. В том числе из Кантаурова и Редькина.
И дело, пусть не сразу, с превеликими трудностями, но идет на поправку.
Картофельный папа Те самые дальнобойщики облюбовали в Кантаурове картофелехранилище, рассчитанное на тысячу тонн клубней. Урожай в прошедшем году - 200 центнеров с каждого из 140 гектаров. С прошлогодним не сравнить.
- Картошка для нас, как в войну, средство выживания, то есть за счет ее обеспечиваем возврат кредитных средств и зарабатываем себе на жизнь, - поясняет генеральный директор агрофирмы "Борская" Лев Ситников. - К сожалению, не обогащаемся.
Да это сегодня и невозможно по причине пока еще технически отсталого оборудования и отсутствия необходимых денежных ресурсов. Нет, для полевых работ в агрофирме мало-помалу закупают технику - приобрели, к примеру, сажалку, культиватор, гребнеобразователь. Для Ситникова, в свое время специализировавшегося в другом хозяйстве на выращивании семенного картофеля, технология не пустой звук. Но в хранилище приходится сортировать клубни с помощью КСП-25, техники от царя Гороха. Правда, выстроившиеся у ленты конвейера рабочие, в основном пенсионеры, справляются со своим делом. В аккуратных сетках картошины одна к другой. И к качеству нет претензий.
- Раз берут, значит, хорошая, - резонно замечает кладовщик- оператор Леонтий Кондуков.
Выращенный урожай, по его словам, в основном увозят в Москву. Сейчас в хранилище самый горячий сезон. А так как преобладает ручной труд, потребность в рабочих руках большая.
Жителям близлежащих сел зимой гарантирован дополнительный приработок. Например, пенсионеру Александру Александровичу Трусову из Кантаурова, у которого дочь учится в институте, или Нине Васильевне Череповской из села Линдопустынь, отдавшей всю жизнь крестьянскому труду (начала работать в местном колхозе еще в четвертом классе, и сегодня ее стаж насчитывает 32 года).
- Когда я приступил к делам, - вспоминает Лев Николаевич, - то мы со специалистами сразу определились, что не надо изобретать ничего нового.
В пригородном районе нужно не страусов разводить, а заниматься традиционными направлениями - производством картофеля и молока.
Прощание с четырьмя тройками
Доярка Галина Денисова приехала в Борский район из Ставропольского края, а туда, в свою очередь, переехала из Архангельской области.
Так сложились семейные обстоятельства. На ферме же в Редькине трудится с 1983 года, а потому может сравнить различные периоды в истории хозяйства.
Да что говорить, каких- то несколько лет назад неоткуда было взять корма - сейчас на ферму везут сено, завозят с одного из пивзаводов дробину, в достатке зернофураж. Ежесуточные надои почти десять с половиной килограммов молока. Всего 800 голов крупного рогатого скота, из них половина - коровы.
По итогам прошлого года у Галины Александровны надой составил четыре тройки - 3333 кг. В этом вышла на 3600. Есть и другие приметы потихоньку налаживающейся жизни. Так, вместе с Галиной Денисовой в хозяйстве работает трактористом младший сын Игорь. Кроме него в агрофирме трудится немало молодежи.
Да и ветврач Елена Артамонова, водитель Александр Еркин и другие сельские труженики далеко не пенсионного возраста верят в перемены к лучшему.
Из последних приобретений бригадир Ирина Ярунина назвала французское холодильное оборудование, молоковоз, к тому же замахнулись здесь на реконструкцию еще одного животноводческого двора.
Вот почему директор Ситников надеется на участие в национальном аграрном проекте. Весь лимит на лизинг он давно освоил и нуждается, как в воздухе, в поддержке. А потом, недоумевает он, что еще поддерживать, как не новые формы кооперации и интеграции на селе, которой и является объединенная агрофирма.
"Кружка" горючего на посевную
И предлагает нам подсчитать те горькие крохи, что достаются сегодня селянам в районе с вообще-то не бедной казной. Ведь чтобы получать "большое" молоко, нужно позаботиться о собственных кормах. В агрофирме на 500 гектарах сеют зерновые, в том числе рожь, от которой многие хозяйства давно отказались. Эту исконную российскую культуру Ситников называет "полевым санитаром" и даже часть семян обменивает на комбикорма.
По его подсчетам, весной на компенсацию горючего и удобрений выделяют один миллион рублей, от которого всем предприятиям, входящим в агрофирму, достается 60 тысяч. Это четырехтонный бензовоз, или "кружка", как называют его в деревне. На неделю работы.
- На приобретение семян всему району выделяют 1 миллион 800 тысяч рублей, - продолжает Лев Николаевич.
- Если считать, что килограмм семенного картофеля стоит 10 - 12 рублей, то этих денег хватает только на посадку 30 гектаров. А у нас у одних - 140. И уж совсем непонятным для меня стал отказ в компенсации 130 тысяч рублей за гибель озимых. Так же, как и другие хозяйства, мы сдавали свои расчеты, но в отличие от остальных остались ни с чем. Для нас же эта сумма - половина зарплаты работающих, или десять тонн солярки...
И при всем этом еще совсем недавно брошенным на произвол судьбы селянам приходится в основном самим бороться за выживание.
В горячую пору Лев Ситников ежедневно с самого утра начинает объезжать подразделения агрофирмы. Маршрут по "линии передовой", а точнее по "дороге жизни", насчитывает 273 километра.
Иначе нельзя. Как считает сам Лев Ситников, общение с людьми нельзя заменить ничем. Они основной капитал любого предприятия.
Важно, чтобы этот "капитал" всегда ощущал поддержку. И не в последнюю очередь - от государства.
Александр РАЙНИЧ.