Бог хочет шайбы

Бог хочет шайбы

"Легенда № 17". Россия, 2013. Режиссер Николай Лебедев. В ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Светлана Иванова, Владимир Меньшов, Нина Усатова.

 

От Чебаркуля до Монреаля

Эпохе, в которой переизбыток звезд, не хватает легенд. А ведь в нашей истории их столько, что Голливуд позавидует. И вот свершилось - фильм из серии "всем смотреть", отдушина на фоне все мельчающего и пошлеющего отечественного кино.

Успех - это идея-фикс для современников. Авторы фильма, проследив траекторию движения Валерия Харламова от Чебаркуля до Монреаля, напомнили о том, что путь к успеху - не ровненькая прямая, идущая строго вверх, а ломаная кривая, вопреки всему вверх прорывающаяся.

Сам же успех - это не когда у тебя много машин и девушек, а когда ты сумел стать таким, каким тебя задумал Бог, воплотили родители и воспитали учителя, вне зависимости от того, какая тьмутаракань торчит за окном, какие интриги плетут злые дяди и какой приговор вынесли врачи.

Вершин достигает тот, кто не щадит себя и делает сверх возможного, что в данном случае породнило великого ученика и великого тренера. В остротах последнего - суть фильма: "Неплохо, четверых обвел... А канадцев будет пятеро!"

Авторам удалось не увлечься культом личности - хор команды и ее наставника не слабее, чем соло Харламова. Тарасова так и вообще больше, чем всех остальных, вместе взятых. Кто позволил себе забыть, каким великолепным может быть Меньшиков, - бегом в кинозал. Да, не похож на Тарасова, это и не совсем он, а просто гениальный тренер, который судьбу гениального спортсмена расчерчивает так, как иные игру на планшете.

Ну и аплодисменты Козловскому - со времен фильма "Мы из будущего", где он был чем-то средним между шифоньером и терминатором, он, кажется, успел стать артистом.

Поиграли в Америку

Излишне отвлекаясь на лирику, фильм сохраняет цельность. Авторы точно нашли образ, в буквальном смысле красной нитью пронзающий сюжет: коррида. Его продиктовали и мама-испанка, и знаменитое "играют с партнером, как бык с матадором" Высоцкого, и быкующие канадцы, и советские "тореадоры".

Еще режиссер поиграл в американское кино: звезды НХЛ у него - беззастенчивая пародия. Так Голливуд показывает русских - туповатыми махинами со смешными причесонами. И канадские трибуны аплодируют лучшей сборной мира точно так, как голливудские "советчики" - какому-нибудь Рокки. Кульминация ленты - первый матч суперсерии 1972 года.

Разыгранный и снятый с техническими фишками (с микрокамерами на крюках клюшек, например), он являет, в преображенном виде, всю мощь, страсть и красоту спорта № 1 для когда-то шестой части суши. Который больше, чем спорт.

И киношные эмоции болельщиков не сильно отличаются от реальных: такой хоккей нужен всем, от прославленного комментатора до тетеньки, плохо отличающей на льду наших от не наших. Предполагаемая аудитория фильма столь же обширна.

Переверстанная хронология, приукрашенные характеры, огрехи в деталях - это все ерунда, тем более что взамен есть и натуральная картинка из 70-х, и изнанка спорта: разговорчики в раздевалке чебаркульской "Звезды" мало общего имеют с гимном СССР на канадском льду…

Но важнее всего такая редкая штука, как доброта режиссера к героям. Лебедев не боится идеализировать (это немодное дело он начал еще в фильме "Звезда"), не ищет пятен на солнце и соломы в чужих глазах ради мифической "правды жизни". Вам же сказали: "Легенда".

Поэтому вымойте руки, прежде чем прикасаться. Словом, Харламову повезло несоизмеримо больше, чем Высоцкому. На очереди еще один народный герой - Юрий Гагарин. Хочется верить, что у авторов этой кинобиографии и руки будут такими же чистыми, и сердце таким же горячим, как у создателей "Легенды".

Следите за нашими новостями в удобном формате