Молодые мамы порой сталкиваются с такими проявлениями у ребенка, когда действовать нужно без промедления. И если опустить руки, дать себе испугаться, могут уйти бесценные секунды, во время которых еще можно помочь.
"Мы его теряем"
Надежда Александровна уже вырастила сына, но до сих пор не может забыть тот день, когда он прямо на ее руках вдруг резко вытянулся, страшно закричал, посинел и перестал дышать.
Этот звук, оборвавшийся на высокой ноте, до сих пор стоит в ее ушах. В ту секунду, когда она оцепенела в ужасе, в комнату вбежала бабушка, мама супруга, схватила бездыханное тельце за ноги и стала трясти.
Муж в это время уже набирал номер телефона неотложки. Ребенок посинел, когда приехала скорая. По счастливой случайности врачи подстанции Советского района находились на соседней улице, и от остановки сердца прошли секунды.
"Не знаю, что сказал им муж, но по лестнице медики не шли, а бежали", - рассказывает поседевшая в тот далекий вечер мать.
Реанимационные процедуры проводились на месте. Матери казалось, что минула вечность, и одну молитву она прочитала десятки раз, когда услышала: "Вроде завелось".
Это о сердце, которое слабо заработало в годовалом тельце, целиком помещавшемся на подушке. Появилось еле заметное дыхание. Измерили температуру - 38. Диагноз ОРВИ поставила три дня назад участковый врач - "ничего страшного".
Что было перед приступом?
Давала амидопирин. Разве от этого умирают?..
Врачи не отвечали на вопросы, когда машина с мигалкой и сиреной мчалась в детскую городскую больницу на проспект Гагарина.
Каково же было удивление, когда и позднее толком ей ничего не объяснили. Синдрома внезапной смерти детей, так называемого СВСД, удалось избежать. И все.
- При выписке из неврологического отделения мне сказали, что это были судороги, теперь никогда не нужно допускать температуру выше 38, скорее давать жаропонижающие, что бы ни советовали другие. И не оставлять одного, когда болеет, - вспоминает Надежда Александровна. Страх потерять ребенка навсегда поселился в душе матери.
Градусы тревоги
Ребенок рос, и в три, и в пять, и в восемнадцать, как только он простывал или заболевал, Надежду охватывала паника, в ход шли все колдрексы и аспирины, что были в доме. Она не верила термометрам и покупала каждый раз "свежий".
"Я видела, как он умер", - повторяла тем, кто советовал подождать с жаропонижающим. И если во сне у сына вздрагивали конечности или вдруг появлялся нервный тик, она вновь била в колокола - предсудорожное состояние.
Судороги, правда, больше не повторились, но до сих пор ее не оставляет страшный вопрос: а если бы врачи задержались, если бы она осталась с бедой один на один, что должна была бы предпринять?
Потом она прочитала о неизученной болезни СВСД, встречала таких же матерей, переживших примерно то же. И ни одна из них не знала, как правильно нужно было поступать. Августа С., например, сунула посиневшего сына под холодную воду, выбежала с ним, раздетым, зимой на улицу и звала на помощь.
Среди прохожих оказалась медсестра, сделавшая искусственное дыхание. От тех врачей, от которых мать добивалась сакраментального ответа на вопрос "что делать?", слышала, что вроде бы сердечко малыша должно "само заработать" и надо было просто ждать. Мог ли он умереть? Нехотя отвечают: мог, но не умер же?
Те, у кого умер, над вариантами уже не думают. Необъяснимая внезапная смерть младенцев в люльке испокон века угрожала самым маленьким, но врачи предпочитают о ней не предупреждать, не будить лиха.
И эта угроза, как выясняется, с давних времен и по сей день весьма таинственное явление.
От тех страданий сердце сводит
- Действительно, в педиатрии есть понятие внезапной смерти детей, - рассказывает "НН" врач-педиатр Елена Шутова.
- Явление это довольно редкое, поэтому ждать и бояться не стоит. Наука идет вперед, рано или поздно признаки приближающейся беды будут определены. Обычно на вскрытии при СВСД находят какие-либо патологии почек или сердечно-сосудистой системы.
Смерть от судорог, которые приобрели клонический, необратимый статус, чаще всего наступает в случае незрелого мозга, энцефалопатии, отека мозговых тканей. Излишки жидкости держат мозг ребенка как бы под прессом, и это может вызвать судорожный синдром.
Врачи назначают таким детям противосудорожные препараты. Но если такое случилось далеко от дома, на даче, куда скорая не может проехать, маме ничего не остается, как самой делать искусственное дыхание, очень верно - положение ног выше головы, обрызгать водой. Сердце чаще всего начинает работать. Срочно везти в больницу.
- Ранняя смерть младенцев от необъяснимой остановки сердца, дыхания, а также судороги бывают при многих легких и серьезных заболеваниях детей, особенно тогда, когда организм еще не окреп, а мозг не созрел, имеется инфекция, - высказывает свою точку зрения врач-невролог Ирина Соболева.
- Как в описанных случаях, чаще всего на первых годах жизни толчок дает высокая температура, внутричерепное давление, травмы и другие состояния. При судорогах ребенок запрокидывает головку и застывает с вытянутыми руками и ногами, в тяжелых случаях теряет сознание, глаза закатываются, зубы крепко сжаты, иногда на губах видна пена.
Бывают судороги только некоторых мышц, но и они опасны и могут быть началом болезни. Приступ может длиться секунды, а бывает до 10 минут и больше. Затем наступает сонливость, вялость, торможение.
Чаще всего причина судорог маленьких детей - отягощенное течение беременности и родов. В большинстве случаев эти судороги не требуют постоянного приема противосудорожных средств и с возрастом проходят.
Провоцирующий фактор - повышенная температура тела или длительное нахождение ребенка в духоте или на солнце. Вот почему не нужно возить на юг маленьких детей с нервной возбудимостью.
При возникновении таких судорог в дальнейшем рекомендуется прием жаропонижающих уже при подъеме температуры до 37,5 градуса. Ребят лучше не брать в баню, не парить, а в жару надевать на них панамки или даже мочить летом шапочки водой.
Есть другой вид судорог у детей от полугода до трех лет с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Они могут наступить от испуга, сильного гнева, радости и даже если вы хотите заставить насильно дитя купаться, есть, тащите его в угол. Малыш заходится в плаче, и происходит задержка дыхания, ребенок синеет, возникает судорожный приступ.
Бывает, что это первый звоночек серьезного заболевания - эпилепсии. Да и сам приступ, если его не купировать, может кончиться плачевно и даже летально.
Такого парня или девочку, даже когда они выросли, во время болезни не стоит надолго оставлять одних. Не случайно в хороших семьях от больного не отходят, за ним ухаживают.
Ника ПЕРОВА.
Совет "НН"
Немедленно вызовите скорую помощь, обрызгайте ребенка водой, откройте окна. Освободите его от стесняющей одежды.
Положите малыша на бок, если он на спине, поверните набок голову.
Между зубами можно положить плотно свернутый чистый носовой платок для предупреждения прикусывания языка.
Примените спиртовое или уксусное обтирание, обмахивания, прикладывание льда к сонной или бедренной артерии, чтобы снизить температуру.
Если судороги начались на фоне сильного плача, ребенок зашелся, дайте подышать нашатырным спиртом, ложкой надавите на корень языка.
Врачу потребуется информация, что происходило до приступа, какая была температура, что ел, мог ли он съесть какие-то медикаменты, ядовитые вещества, чем и когда ребенок болел незадолго до приступа.
Между тем
Исследования проблемы СВСД интенсивно ведутся со второй половины 80-х годов XX века.
Регистрация случаев синдрома внезапной смерти детей грудного возраста в течение последних двух десятилетий проводится во всех промышленно развитых странах мира, где в настоящее время этот синдром занимает одно из первых мест среди причин постнеонатальной младенческой смерти.
Механизмы СВСД до сих пор остаются малоизученными, однако их основой является остановка сердца или дыхания. Синдром внезапной смерти представляет неожиданную, ненасильственную смерть с виду здорового ребенка в возрасте от 7 дней, при которой отсутствуют адекватные для объяснения причины смерти данные анамнеза и патолого-анатомического исследования.
Смерти до 7 дней относят к смертям от перинатальных причин. Точная частота синдрома неизвестна, в разных странах она колеблется от 3 до 10 на 10 000 новорожденных.
Среди основных факторов риска медики называют курение матери во время беременности и после родов, алкоголизм матери, четвертые и более роды, интервал между данными и предшествующими родами менее 14 месяцев, вес ребенка при рождении менее 2 кг, преждевременные роды и наличие признаков морфофункциональной незрелости ребенка.
Пик частоты синдрома внезапной смерти младенцев приходится на 2 - 4-й месяцы; до 1 месяца и после полугода он встречается значительно реже; мальчики гибнут в полтора раза чаще девочек.