Выпускники одной из нижегородских школ после последнего звонка гуляли по городу и встретили компанию таких же одиннадцатиклассников. Все были возбуждены, и во время эмоционального общения у одного молодого человека исчез дорогущий мобильник. Итог такой: один пошел под суд как организатор грабежа, остальные, что просто стояли рядом, как соучастники.
Ликбез необходим
Один из оказавшихся на скамье подсудимых мечтал после школы пойти по стопам отца и стать военным. Но все его планы на этот счет пошли прахом: в военный вуз дорогу ему закрыла судимость. С ней, кстати, не берут не только в военное училище, но и в вузы, в которых готовят будущих сотрудников МВД.
По словам кандидата юридических наук, доцента Российской академии правосудия полковника милиции в отставке Сергея Дегтярева, подобные проступки наши дети совершают еще и потому, что не знают, что они попадают под уголовную ответственность. А школа сегодня этот пробел восполнить не может. Хотя решение проблемы, похоже, наметилось. В школьную программу может вернуться предмет "Основы права".
А то, что правовой ликбез для учащихся необходим, подтверждают и различного рода опыты, проводимые в разных российских регионах. В школах Выборга, например, реализуется совместный проект ленинградского омбудсмена и санкт-петербургского университета "Основы прав человека". Несколько лет назад в Нижегородской области в школах раздавали буклеты с адаптированными для детей Уголовным и Административным кодексами.
- Инициатива ввести "Основы права" в школах весьма своевременна. Вводить такой предмет лучше в старших классах. Хотя какие-то основополагающие понятия нужно преподавать уже в начальной школе. Дети должны знать конституционное право, понимать, что происходит и в Госдуме, и в Совете Федерации. Ведь сейчас они все равно обсуждают это со своими родителями или в классе. Хотелось бы, чтобы это обсуждение велось не на уровне слухов, а со знанием предмета. Преподавать могли бы бывшие сотрудники полиции или заместители директоров школ по безопасности, о необходимости которых в штате учебных заведений не так давно говорил министр МВД Колокольцев, - размышляет начальник отдела по взаимодействию с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления ГУ МВД России по Нижегородской области полковник полиции Татьяна Куранова. - Если вспоминать наш проект с комиксами, то эффект от него был.
Лучше доверить профессионалам
- Лет пять-шесть назад мне приходилось по просьбе директоров школ читать лекции старшеклассникам о защите своих прав, о наследовании, о том, что является уголовно наказуемым деянием и так далее. И дети проявляли к ним интерес. Я думаю, он и сегодня есть, но только, когда в Центре одаренных детей Сормова решили организовать нечто подобное, из-за отсутствия финансирования мероприятие сорвалось, - говорит Сергей Дегтярев. - Предвижу, что и с предметом "Основы права" может произойти что-то подобное и если его введут, то отведут не так много часов, и даже нового человека в штат брать не будут. В этой ситуации лучше в школы приглашать педагогов с учеными степенями из вузов, которые и при ограниченном времени могут вызвать у подростков интерес к праву.
Сегодня все правовое просвещение складывается из общения с правоохранительными органами. Те еще и издают разного рода памятки: как не стать жертвами мошенников, как вести себя на массовых мероприятиях… Время от времени адвокаты и нотариусы практикуют бесплатные юридические консультации. Но все равно образовавшихся в нашем правовом воспитании пробелов это не закрывает. Не случайно многие наши сограждане не могут даже составить заявление в ту или иную инстанцию.
Ольга МАКАРОВА.
Фото Михаила БЕЗНОСОВА.