Валерий ГЕРГИЕВ:«Чайковского растят с семи лет»

Валерий ГЕРГИЕВ:«Чайковского растят с семи лет»

Несколько дней назад стартовал XII Московский Пасхальный фестиваль. В большое турне по крупнейшим городам страны отправился оркестр Мариинского театра во главе с народным артистом России, Героем Труда РФ, лауреатом четырех Государственных премий России Валерием Гергиевым.

И хлеб, и масло, и икра

Знаменитый коллектив дал два концерта в нижегородской филармонии. Днем прозвучали «Вознесение» Мессиана, прокофьевская оратория «На страже мира» и «Картинки с выставки» Мусоргского. Вечером давали оперу Берлиоза «Бенвенуто Челлини»… А едва ступив на нижегородскую землю, Валерий Абисалович пообщался с журналистами и культурной общественностью.

— Насколько содержание оперы «Бенвенуто Челлини» вписывается в Пасхальный фестиваль?

— Я считаю совершенно глупым ограничивать программы несколькими десятками известных произведений, — ответствовал маэстро. — Просветительство — это не только наш хлеб, но и масло, и икра…

— Мировая тенденция такова, что поданные как новаторские иные постановки смотрятся откровенно похабно. Отчего это вообще происходит?

— Выделиться высочайшим вкусом, поэтичными, умными, тактичными постановками всегда труднее. Мы живем сегодня в таком обществе — это мое скромное мнение — где обращает на себя внимание эпатаж, вплоть до чудовищной трансформации, а помимо талантливых актеров есть также и бездарные. Бывает и так, что режиссеру становится скучно и он, например, заставляет бегать оживающую статую Командора. Глупость — но смотрится необычно.

Работать больше других

— Какими такими пробивными качествами вы обладаете, что сумели построить грандиозный театр за столь короткий срок? (имеется в виду недавно открывшаяся «Мариинка-2»). Нижнему Новгороду уже давно нужен новый оперный театр, новое здание филармонии…

— Я вообще стараюсь никогда ни к кому не приставать ни с просьбами, ни с расспросами. Мы просто работаем больше других, не в обиду будь сказано уважаемым коллегам из Нижнего Новгорода. Мы даем около 750 концертных программ в год, что, на мой взгляд, это уже перебор… А строки «на театр» в бюджете нет, несмотря на то, что мы приносим городу доход, привлекая тысячи меломанов… В этом вопросе нужно проявлять и терпение, и настойчивость. Я считаю, что вам абсолютно необходим и новый театр, и концертный зал, и я уверен, что ваш губернатор согласен с этим. Отвечая за подготовку города к Чемпионату мира и за многое, многое другое, он наверняка этот вопрос держит отнюдь не на сотой позиции, а среди первых.

Иди на хор!

— Вы говорите о том, что в школы необходимо возвращать уроки пения, что необходимо создавать детские хоровые коллективы. Зачем?

— Меня в детстве об этом никто не спрашивал. Я рос во Владикавказе, дважды в неделю у нас были уроки пения. Это было нормой. Если здесь коллега Скульский бросит клич, чтобы все школы подготовили что-то к закрытию сезона, наверняка это было бы масштабно. Дети должны иметь возможность петь в хоре не только в музыкальной школе, но и в общеобразовательной. Для того чтобы вырастить Чайковского, нужно начинать в семилетнем возрасте….

Мария ФЕДОТОВА.
Фото Георгия АХАДОВА.

Справка «НН»

Валерий ГЕРГИЕВ — советский и российский дирижер. Родился 2 мая 1953 года в Москве. Художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижер Лондонского симфонического оркестра.

Между тем

Московский Пасхальный фестиваль был основан по инициативе Валерия Гергиева и правительства Москвы в 2002 году. Начинание благословил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2013 году фестиваль посвящен 70-летию битвы на Курской дуге. В Нижнем Новгороде он проходит при поддержке правительства области.

Следите за нашими новостями в удобном формате