Как упоительны в Америке мечты

Как упоительны в Америке мечты

«Великий Гэтсби». США — Австралия, 2013. Режиссер Баз Лурман. В ролях: Леонардо Ди Каприо, Тоби Магуайр, Кэри Маллиган, Джоэл Эдгертон, Айла Фишер, Лиза Адам, Фрэнк Элдридж.

Фильм открытия Каннского фестиваля — из тех, что надо видеть. И не потому, что это небывало великое кино, а потому, что визуальная красота — это почти все, что у него и есть за душой. И еще, конечно, закадровый текст Фицджеральда. Ну и, разумеется, Леонардо Ди Каприо.

1920-е в США — эпоха, когда здания становились выше, мораль свободнее, алкоголь дешевле, а границы между аристократами и нуворишами тоньше: первых потянуло на вульгарное, вторых — на утонченное. Однако же американские писатели тех времен еще хотя бы намекали, чем все это может закончиться.
Ведь свой рассказ герой по имени Ник ведет из психиатрической лечебницы, куда попал как алкоголик. Он и вспоминает о бурной красивой жизни, в центре которой — загадочный богач Гэтсби и его трагическая любовь.

Должно быть, львиную долю времени и сил автор фильма «Мулен Руж» опять потратил на дизайн экранного интерьера, костюмы и грим. Кричащая роскошь, соблазнительность и людей, и вещей, ослепительные декорации сладкой жизни. Расцвеченную картинку, контуры которой позаимствованы у Голливуда 1920-х, авторы оживили современными ритмами, под которые и бурлят вечеринки во дворце у Гэтсби.

Ди Каприо — самое интересное на экране из одушевленного. Он виртуозно проделывает путь от таинственного и всемогущего мистера Икса до жалкого психа с замашками простолюдина.

Морали тут немного, она лишь легкая горчинка в этом опьяняющем коктейле красивостей: нельзя просто так взять и вычеркнуть пять лет жизни. Нельзя сделать вид, что ты — это не ты. Нельзя взять и забыть, что на пути твоей дорогущей машины был сбитый человек. Зато можно сравнить количество тех, кто собрался на твою вечеринку и на твои похороны…

Словом, в фильме очарование американской мечтой затмевает разочарование, а пьяная эйфория сильнее, чем похмелье.

Любопытно

Идея фильма «Великий Гэтсби» пришла режиссеру Лурману, когда он путешествовал по Транссибирской магистрали. Проезжая по российской глубинке, он слушал аудиокниги, одной из них и был роман Фицджеральда: «Я налил вина, уставился на пролетающие в окне русские пейзажи и начал слушать. Заснул только в четыре утра. На следующий день я с нетерпением дождался вечера, чтобы распить вторую бутылку вина и дослушать книгу до конца… И я подумал, что хочу снять по ней фильм».

Следите за нашими новостями в удобном формате