Второго июня в Кремлевском концертном зале завершился очередной филармонический сезон. Завершился блистательно — концертом Дениса Мацуева с оркестром филармонии под управлением Александра Скульского.
Любому олигарху по зубам
Программу открывал Второй концерт Рахманинова — тот самый, который композитор посвятил своему психоаналитику, доктору Далю, вытащившему его из депрессии после провала Первой симфонии. Концерт поистине наполнен дыханием «жизни, начавшейся вновь», и является одним из самых популярных сочинений в мире. Шутливая «Классическая симфония» Прокофьева тем сильнее оттенила приджазованную гершвиновскую «Рапсодию in B».
Буквально за полчаса до начала концерта Денис Мацуев нашел несколько минут для беседы с корреспондентом «НН».
— В ноябре прошлого года умер последний внук Рахманинова. Продолжится ли ваше сотрудничество с потомками композитора?
— Конечно. Недавно мы собирались на заседание Фонда имени Рахманинова и обсуждали проблемы, связанные с наследством и с правнуками Сергея Васильевича, не очень четко понимающими, кем был их прадед. Наша первоочередная задача — сохранить рахманиновское имение Сенар на берегу озера Люцерн в Швейцарии, где композитор прожил с 1929 по 1939 год, там находятся все документы, рукописи, в зале стоит тот самый Steinway… Не дай бог, чтобы это пошло с торгов! Мы договорились с наследниками, что Сенар — полностью со всеми документами и обстановкой — может быть выкуплен за восемнадцать с половиной миллионов швейцарских франков. По сравнению, скажем, с коллекцией Ростроповича, которая стоит сто миллионов фунтов, это не очень высокая цена, тем более за имение Сергея Васильевича Рахманинова. Любой русский олигарх вполне способен купить его и подарить человечеству.
Играть-то негде!
— Вам так и не удалось побывать в рахманиновских местах в Сергачском районе Нижегородской области?
— Еще нет. Некогда! Только в мае я сыграл 29 концертов. Сначала участвовал в Пасхальном фестивале с маэстро Гергиевым. Потом начался международный конкурс пианистов в Астане — потрясающий уровень, взрослым на пятки наступает поколение юных российских вундеркиндов.
Затем я сумел вырваться на полдня в родной Иркутск. Через два с половиной года там будет большой концертный зал на тысячу двести мест. Залы строятся в России, и это отлично: нам просто негде играть, нет в стране приличной акустики! В Нижнем Новгороде уникальные традиции, я преклоняюсь перед намоленностью этого места, перед именами тех, кто здесь выступал, и, конечно, хороший зал вам жизненно необходим. И непременно с кондиционером! Знаете, хороший концертный зал вполне реально построить за
Мария ФЕДОТОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Между тем
Исполненная в Нижнем Новгороде программа была представлена Денисом Мацуевым на новом диске в день
140-летия Рахманинова в Концертном зале имени Чайковского. Пианист записал сочинения Рахманинова и Гершвина сНью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением его главного дирижера Алана Гилберта. В ближайшем времени эту программу услышат меломаны крупнейших городов мира.