Сейчас тема сооружения памятника основателю города в Нижнем звучит злободневно и своевременно. Власти вдруг спохватились, что у нас такого монумента нет, и полны решимости его заиметь.
Стали выбирать подходящее место, где его установить. Появился проект одного скульптора, недавно переехавшего на жительство в Нижний Новгород. У него Георгий Всеволодович запечатлен на гарцующем коне, а у князя в руках крест. Формальные основания для этого есть, потому что великий князь прославлен как святой Русской православной церкви, в его биографии имеются факты, когда он крестил несколько мордовских племен. Но главные ипостаси Георгия Всеволодовича в том, что он был замечательным, мудрым строителем и храбрым воином, защитником Нижегородской отчины. Он и погиб в сражении.
Мой покойный друг Юрий Адрианов, талантливейший поэт и замечательный знаток нижегородской истории, категорически не воспринимал памятник Георгию Всеволодовичу как распространителю христианской религии. Ему по душе было то, как толкует памятник известный скульптор, народный художник РСФСР, почетный гражданин Нижнего Новгорода Павел Гусев. Мы не раз бывали с Юрием в мастерской у Павла Ивановича и каждый раз просили, чтобы он показал своего Георгия Всеволодовича.
Однажды, в феврале 1997 года, по нашему совету в мастерскую Гусева посмотреть макет памятника приезжали тогдашний мэр Нижнего Новгорода Иван Скляров, его заместитель Владимир Горин и председатель городской думы Иван Карнилин.
Скляров, увидев макет, был тогда краток: "Надо находить деньги и ставить!" Был при этом и корреспондент "Нижегородских новостей", который в предыдущей публикации нашей газеты о памятнике очень кстати вспомнил этот разговор. Но, к сожалению, все тогда и закончилось.
На то были свои причины, которые к сооружению памятника никакого отношения не имели. А памятник выдающийся! Гусев изобразил великого князя верхом на спокойно стоящем коне, в одной руке у Георгия Всеволодовича поводья, а на открытой ладони другой руки он держит макет собора, несколько похожего на храм Михаила Архангела в Нижегородском кремле.
Так скульптор ёмко и кратко сообщает нам, что великий князь был созидателем и верным сыном русской православной церкви. Но главная суть памятника не в этом, а в том, каким предстает перед нами Георгий Всеволодович.
Гусев добивается такого впечатления, что великий князь сейчас явился в свой город и, слегка приподнявшись в седле, смотрит на него и восхищается им, в легкой улыбке на лице и в глазах радость и гордость за потомков, которые преумножили начатое им дело.
Причем это не уход в прошлое, не реконструкция когда- то произошедших событий (что бросается в глаза во всех других представленных на конкурс проектах), пафос памятника в том, что великий князь воспринимается нашим современником, которому дорог его город и дороги те, кто преумножили его труды. Уже тогда, в 1997 году, в мастерской скульптора мы говорили о том, что такой "конный" монумент должен быть установлен не в тихом и замкнутом месте, не в Нижегородском кремле, где и так немало памятников, а на просторе, на горе, откуда открывается вид на слияние Волги и Оки.
Кстати, памятнику этому Гусев отдал много лет жизни.
Четыре года назад Павел Иванович перенес инсульт, ходит трудно, и в руках нет той силы, что была, когда ему подчинялись и мрамор, и гранит, и металл.
Но есть люди, готовые довести этот замечательный проект до конца.
В Нижнем Новгороде им создано немало памятников.
Это бронзовый Николай Добролюбов, что присел на скамейке у академического театра драмы, мраморный Михаил Иванович Глинка, вслушивающийся в звуки музыки, а напротив речного вокзала в скверике, несколько в стороне от перехода, с 1968 года ждут, когда схлынет автомобильный поток, чтобы пересечь площадь и выйти к реке, три бронзовых моряка Волжской военной флотилии.
Как-то еще до перенесенного Павлом Ивановичем инсульта, в дождливый осенний день я встретил его на автобусной остановке рядом с памятником.
Увидев меня, подошел и сказал: "Вот приезжал специально ребят своих проведать... Я их раза три - четыре в год обязательно навещаю...
Они же мне как сыновья.
Вот умру - осиротеют они..." Это было произнесено так трогательно и с такой искренностью, что я, кажется, почувствовал, что эти металлические парни сейчас сойдут с пьедестала и обступят нас с Гусевым.
Такие важные памятники и проекты не должны "осиротеть".
Их должны видеть нижегородцы, помнить о героических земляках, их свершениях, чтобы гордиться ими и уверенно смотреть в завтрашний день.
Александр ЦИРЮЛЬНИКОВ, журналист, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин Нижегородской области.