Есть в журналистике известная рубрика "Письмо позвало в дорогу". На этот раз она продиктовала нам побывать в МУ "Кстовская центральная районная больница", откуда в редакцию поступило открытое, очень корректное обращение большой группы стационарных медиков к губернатору области.
Они, "работающие на наиболее напряженных и ответственных постах", обойденные вниманием национального проекта в здравоохранении, просят принять меры по повышению им заработной платы. Ибо уж писали в отраслевое российское министерство и получили оттуда ответ: "Субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия труда работников подведомственных государственных учреждений". Подчеркивают: после очередной прибавки зарплаты с 1 октября 2006 года и снятия 9 процентов губернаторских доплат их "материальное положение не только не улучшилось, но стало еще хуже, так как значительно подорожала жизнь".
Мы побеседовали с одной из инициаторов обращения - врачом- кардиологом, членом профкома больницы Ольгой Мельниковой.
Крик души - Я мать-одиночка, воспитываю двоих детей. Можете себе представить, как живу на зарплату в три тысячи рублей? С работы практически не ухожу. Приходится подрабатывать.
Мы просто изматываем себя. Вот сейчас идет профилактический осмотр медиков, выясняется, что среди них нет практически здоровых людей. Это мы должны нести здоровье другим, а получается, что сами являемся самой больной частью населения. Впечатление такое, что национальный проект направлен на медицину вообще, но не коснулся медицинских работников.
У нас отвратительные условия работы. Много раз поднимали, например, вопрос о том, что ходим в халатах, купленных на собственные деньги. И только недавно выдали эту более-менее приличную одежду.
Я уже не говорю, что на мизерную зарплату мы не можем позволить себе купить приличную вещь, чтобы нормально выглядеть перед пациентами. Еще Гиппократ сказал, что, если человек не имеет должного вида, он не может нести культуру в народ. А посмотрите, какие имеем допотопные тонометры - ими невозможно как следует измерить давление.
А еще никто не хочет верить, что мы такие бедные.
Везде твердят: медикам повысили оклады. Не понимают, что не всем. Ну, прибавили нам одиннадцать процентов, а девять- то губернаторских убрали, в итоге осталось всего два процента. Получишь квитки по квартплате, за телефон - и волосы встают дыбом от ужаса.
Маленькая отдушина Спасибо нашему молодому мэру Олегу Молькову, пошел навстречу - в последние пять месяцев прошлого года нам, врачам стационара, доплачивали по две тысячи рублей, медсестрам - где-то по тысяче из городского бюджета...
Монолог Ольги Васильевны длился долго. И смысл его заключался не просто в пессимизме. Речь о тяжелом, необходимом для оздоровления людей труде. У нашей собеседницы, как и ее коллег, в нагрузке 20 больных, две трети из них - диагностически тяжелые. Много неучтенной работы.
Скажем, кому-то из пациентов стало особенно плохо, приходится врачу нести его на себе - никто другой это не сделает.
При этом Ольга Мельникова особо заметила, что коллектив медиков в стационаре слаженный, опытный, и текучесть среди него небольшая. Выбирая профессию, подчеркнула, не за большими деньгами шли, а жить своим делом.
Больные, с которыми довелось разговаривать, о своих докторах и медсестрах отзывались благодарно и сочувственно, понимая, какую трудную ношу они несут, заботясь о подопечных.
Прокомментировать реализацию национального проекта "Здоровье", так сказать, в отдельно взятом медицинском учреждении мы попросили главного врача МУ "Кстовская ЦРБ" Эсмеральду Голуб.
- Проектом задумано, - сказала она, - и это правильно, сначала укрепить первичную медико-санитарную помощь населению, то есть амбулаторную службу. В районе солидное повышение зарплаты коснулось 56 участковых терапевтов и педиатров, 50 медицинских сестер, 12 врачей и 29 фельдшеров скорой помощи, 22 фельдшеров ФАПов. Это 18 процентов наших медиков. А врачи стационара так и остались на единой тарифной сетке, и нагрузка у них не уменьшилась.
Действительно, когда стартовал проект, социальная напряженность в коллективе была достаточно высокая. И помощь из местного бюджета оказалась своевременной.
Эсмеральда Сергеевна сообщила, что в наступившем году районный бюджет напряженный. Больше финансов в связи с требованием Федерального закона № 131 уйдет в федеральный и областной бюджеты. Но они возвращаются.
Например, нынче кстовчане вошли в областную программу строительства прачечной на территории больничного городка стоимостью 22 миллиона рублей. Разработан проект врачебной амбулатории в селе Афонино, где проживает более пяти тысяч человек.
Нет, национальный проект не обошел Кстовскую ЦРБ. В прошлом году она получила различное оборудование на 12 миллионов рублей. Это цифровые флюорографы, маммограф, которого не было, ультразвуковое телескопическое оборудование, пять автомобилей скорой помощи. Многое приобрели по родовым сертификатам.
Планируется ввести в наступившем году современный индивидуальный родовой зал. Реализация проекта идет и в рамках помощи молодым специалистам по приобретению жилья. Администрация города и земское собрание в этом вопросе стоят на стороне медиков.
Логика темы Если вернуться к письму губернатора, то логика требующих повышения зарплаты связана со следующим. По утверждению наших собеседниц, правильно, что национальный проект обращен прежде всего на первичное звено здравоохранения, которое было не укомплектовано, не считалось престижным. И вот сегодня оно уже полнокровно. Только вот такая загвоздка.
Центральная районная больница - единый организм. Как разделить обязанности и функции амбулаторной службы, скорой помощи, наркологических отделений, стационара - структура- то единая? Нагрузки у всех врачей, медсестер других работников никак не отличаются.
Уж тем более, что больные от всех них ждут и получают одинаковую помощь и внимание.
- Серьезного конфликта с теми, кому повысили зарплату, - откровенно заявила Ольга Мельникова, - у нас не возникло.
Хотя чувство досады есть практически у всех. Потом мы настолько загружены, что и обижаться особо некогда.
И все же, все же, все же: Где оно, первичное звено, в помощи больному человеку, особенно на селе? Можно ли делить по оплате труда того, кто привез в больницу страждущего, и того, кто его начал выхаживать, не считаясь со временем и своим здоровьем?
Уверен, что там, наверху, это понимают. По крайней мере, вдохновляет, например, мнение председателя Совета Федерации Сергея Миронова: "В нашей стране существует такое уникальное явление, как работающие бедные. А ведь это абсурд, экономическая и социальная нелепость. Не должен быть бедным человек, у которого есть работа. Иначе труд, квалификация, профессиональный рост теряют всякий смысл".
Анатолий УДАЛОВ.
КОММЕНТАРИЙ
На пресс-конференции, которую провели в среду директор областного департамента здравоохранения Юрий ТАРАСОВ и председатель комитета по социальным вопросам Законодательного собрания области Вячеслав ЛАЗАРЕВ, мы задали вопрос, будет ли повышаться заработная плата специалистам стационаров?
Оба руководителя ответили приблизительно одно, то, что, по сути, известно авторам письма - работникам Кстовской ЦРБ. Национальный проект "Здоровье" на первом этапе реализации не предусмотрел финансовую прибавку врачам стационаров. Предусмотрены и осуществляются выплаты медицинским работникам участковой службы, медперсоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи. Есть возможность повысить зарплату по родовым сертификатам врачам и медсестрам женских консультаций и роддомов. Стали зарабатывать больше врачи-специалисты поликлиник, участвующие в диспансерных осмотрах населения.
Основной упор в нацпроекте пока делается на первичную медико-санитарную помощь. Укрепление первичного звена работы с населением - это начальный этап перестройки работы здравоохранения, поэтому адресная помощь оказывается работникам первичного звена.
Департамент здравоохранения области и депутаты уже не раз задавали вопрос, который поднимают медики стационара, в федеральном министерстве.
Ответ таков: 2006 годом проект не заканчивается, он только начался. Есть уверенность, что работники больниц тоже получат денежную прибавку к зарплате.
Вера АРКАДЬЕВА.