Поход в гости, который начался еще в XVII веке, а радует до сих пор Я открыл его для себя через... журнал "Огонек".
Не знаю, кто помнит эти неподражаемые советские проекты. Например, по первому и главнейшему Всесоюзному радиоканалу передачу "Театр у микрофона". В какой угодно точке страны, хоть за полярным кругом, можно было услышать записи по тем временам просто лучших спектаклей, особенно классики. Или журнал "Огонек", который обязательно выходил с цветными вкладками иллюстраций.
Художник с улыбчивой фамилией Там можно долго было рассматривать подлинные шедевры русской живописи и даже западноевропейской, скажем из коллекции Дрезденской галереи. И вот однажды мне встретился в журнале художник с улыбчивой и ласковой фамилией - Рябушкин, а его исторические картины просто поразили.
Как я сейчас понимаю, они зачаровывали своими лирическими интонациями, ясностью, даже простодушием, вместе с тем они как-то мощно подчеркивали красоту, своеобразие, исполненность душевной жизни даже в далеком XVII столетии.
Такой Россией можно было любоваться и переполняться, глядя на картины Рябушкина, поэтическими настроениями.
Потом я узнал, что художника зовут Андрей Петрович, что прожил он жизнь короткую, но его жанр, тип исторической картины, - целое явление русской живописи. Я провел немало часов в Русском музее и в Третьяковке, и во всякое посещение этих собраний одним из самых радостных и волнительных переживаний были и остаются картины Рябушкина - "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государственной комнате", "Семья купца в XVII веке", "Русские женщины XVII столетия в церкви", "Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)"... И еще мне запомнилась картина ранее виденная только в иллюстрациях. Где-то по московской улочке вышагивает молодая щеголистая пара.
Он - просто красавец до слащавости, она - очень самоуверенная и, как ее охарактеризовал один историк живописи, недалекая. Как в старинной поговорке: парочка - Семен да Одарочка. Вот уж действительно одарила собой муженька-красавчика.
Все в этой картине играет - сочетание ярких цветов, интимность сюжета, "встроенного" в далекий XVII век, и мажорное, радостное чувство , которым щедро одаривает художник зрителей.
Царский подарок Хороша картина. Я даже не знал, где она прописана, в каком музее. Каково же было мое изумление, когда уже в студенческие годы я вдруг обнаружил ее в экспозиции... Горьковского художественного музея. Вот это был подарок, и, как выяснилось позднее, не только для меня. Картину "В гости", оказывается, Андрей Петрович подарил в 1896 году вновь создавшемуся тогда нижегородскому музею.
Она экспонировалась на знаменитой Всероссийской выставке в Нижнем, а оттуда перекочевала в музейные фонды. Картина по размерам небольшая, но это был по-настоящему царский подарок. Может быть, он даже и неспроста случился.
Разыскивая всякие биографические сведения об Андрее Петровиче, я узнал, что бывал он в Нижнем и до 1896 года. Обучаясь в Академии художеств в Петербурге, он подружился с другим студентом, с другим Андреем - Мельниковым, сыном писателя Павла Ивановича Мельникова. Часть лета 1883 года оба Андрея провели под Нижним, в Ляхово, в имении Мельниковых. Здесь Андрей Петрович много рисовал - окрестные пейзажи, парк, даже, уезжая, подарил другу целый альбом под названием "Нижний Новгород, дер. Ляхово". В Нижнем Новгороде хранится несколько писем, адресованных Рябушкиным Мельникову. Так что очень может быть, что подарок Андрея Петровича нижегородскому музею навеян дружескими отношениями с семейством Мельниковых, которое играло определенную роль в культурной жизни города.
Рассматривая как-то рябушкинские работы, я обратил внимание на эскиз 1894 года "Возвращение в праздник из церкви". Очень уж абрис храма напоминает нижегородскую церковь Жен-мироносиц. Хотя, конечно же, подобных строений было множество, а Андрей Петрович был неугомонным путешественником и побывал во многих и разных местах российских земель. Перекличка, скорее всего, случайная.
В коллекции Шаляпина А вот другая история, совсем достоверная. Работ Рябушкина в общем-то осталось не так много, его зрелый период творчества охватывает всего десять лет, и все работы художника давно расписаны по музеям и частным коллекциям. Я был до недавнего времени глубоко уверен, что в Нижнем есть только одна картина Андрея Петровича - "В гости". И вдруг совершенно случайно в Музее- квартире М.Горького в маленькой комнате, где Федор Иванович останавливался в 1903 году, увидел - и сюжет знакомый, и почерк художника что-то подсказывал. Неужели Рябушкин? Он! Старинный русский город, въезд саней и седоков у какой-то заставы, сумеречные абрисы каменных стен и церквей.
Картина, пожалуй, эскизна, хотя Андрей Петрович многое в своем творчестве относил к ученичеству.
Только в 1895 году после завершения работы над картиной "Семья купца в XVII веке", уже после того, как художник стал известен как автор нескольких интересных работ, он вздохнет: "Вот теперь только я выучился". Такой требовательности к себе только позавидуешь.
Оказывается, работа Рябушкина появилась в музее уже давненько, а в экспозицию была введена, можно сказать, только в XXI веке. В 1979 году эта работа Рябушкина поступила в музей по завещанию от старшей дочери Федора Ивановича Шаляпина.
Ирина Федоровна посещала Музей-квартиру М.Горького и так отблагодарила город и музейщиков за то, как они хранят память об отце.
Картина принадлежала Федору Ивановичу, и это само по себе свидетельство очень интересных перекличек творчества двух художников-современников, того, как русская тема в ее историческом преломлении много занимала места в их жизни. Из завещания же со слов Ирины Федоровны известно название картины - "Древняя Русь. Кремль". По размерам она побольше, чуть ли не вдвое, работы Рябушкина из Художественного музея. Сегодняшние посетители квартиры М.Горького, наверное, удивятся неказистости и древности рамки, в которую облачено полотно Рябушкина. Но здесь все просто: именно в этой рамке картина хранилась в доме Шаляпиных и наверняка побывала в руках Федора Ивановича. Подлинность - великая вещь.
Андрей Петрович Рябушкин прожил 43 года, в 2004 году исполнилось 100 лет со дня его смерти.
А оставил он после себе целый мир - такой поэтический, красочный, трепетно русский. Где-то там весело играет солнце, и чинно, с достоинством щеголь со щеголихой ступают по сухой (в весну и осень раскисает) улочке. В гости ходить никогда не вредно!