В сад,все в сад!

В сад,все в сад!

Певец свободы и покоя, Отар Иоселиани в своем новом фильме "САДЫ ОСЕНЬЮ" (Франция - Россия - Италия) сыграл садовника-художника и, естественно, выпивоху.
Ведь, как не устает повторять этот грузинский классик, in vino veritas.
Фильм был показан в "Орленке" в рамках проекта "Настоящее кино".
Его герой рисует мелом на асфальте святого Георгия Победоносца. А еще жирафа на стене кафе, который окружен смешными зверями, силуэтами бутылок и дам, а также прочими случайными чертами и каракулями жизни. В общем, недолговечными формами герой Отара Иоселиани свидетельствует о вечном.
А в том саду, который он потихоньку возделывает, рано или поздно встречаются все, и все оказываются равны.
Главный герой фильма - французский министр Венсан, которого смела очередная волна беспорядков, пущенная очередными Нептунами политики. Ну, проходит земная слава. Мир в очередной раз перевернулся. Просто встаньте на голову, и он вернется на место! Без сожаления освободившись от лишних предметов, руки предателя на плече, сбросив казенную квартиру, жену-транжиру и министерский пиджак с плеч долой, Венсан навестит свою чудную матушку (ее сыграл актер- ветеран Мишель Пикколи), вернется на прежнее место жительства в старый квартал, прокатится на мотоцикле и роликах, устроит разгуляй с садовником, гробовщиком и веселыми батюшками, помузицирует на раздолбанном фоно и простецкой гитаре, обойдет всех бывших подружек, заведет новую и в итоге с блаженной улыбкой на лице будет косить газон.
Думается, после ухода в отставку министры не бывают настолько безденежными и настолько благостными. Даже во Франции. Но в кино Иоселиани мало политики и много поэзии - со своими особенными ритмами, ударениями, интонацией, излюбленными образами и рифмами.
Моментами Иоселиани бывает едким сатириком.
Шутка фильма, рекомендуемая к использованию в политических дебатах о "межнациональной розни" ("Это расизм!" - "При чем тут расизм - это просто его квартира!"), произносится в момент, когда Венсан пытается вынести портреты предков из собственного жилища, где несметная толпа афроевропейцев устроила куску, кебаб и шурум- бурум. В тени дородной темнокожей оккупантки белеет дистрофический "коренной житель" с медалями на груди. В первых кадрах фильма он заказывает себе гроб.
Видимо, это и есть достоверный образ вымирающего как вид европейца... Или вот другая картинка: кучка патриотов, сгрудившихся у памятника герою Сопротивления, по случаю торжества напьется, перессорится, передерется и изваляется в грязи...
А министры опять будут устраивать революции, чтобы потом подписывать бумаги в перерывах между упражнениями со штангой, прятать игральные карты под картой мира, охотиться по протоколу и тосковать по живой жизни, глядя на экзотическую птицу в клетке, прирученного гепарда и коровьи портреты в рамочках.
Время, как старая молчаливая секретарша, все снесет. Только кто-то черный в белом произнесет черно-белое: министр - это ненадолго, а жизнь длинная. Некоторым, как убеждаемся из фильма, чтобы дать понять это, надо дать скалкой по голове. Хотя и это может не помочь.
Да, мир заполоняется чужаками и становится вульгарнее.
"Римский классицизм" продают на каждом углу и используют в качестве манекена. Бросив интеллигента Венсана, его женушка - переходящий приз - отправится к его боссу-неандертальцу.
И вместо дурацких скульптур будет покупать дурацкие платья. Тот, кто глух к музыке жизни, хорошо слышит позывные из телевизора.
Такой не знается с собственным отцом и изобретает оружие. А в телевизоре горланят "Интернационал", демонстрации становятся частью ландшафта. Где-то мы это уже видели и слышали. И догадываемся, что никто, никто не даст им избавленья, если они свободу заменили суррогатом. Вот и жираф про это знает.
Так что лучше не в телевизор смотреть, а в окно напротив: там девушка с книжками, любительница абсента, и курит так загадочно, как будто что-то поняла в этой жизни.
Или туда, где верхушки деревьев чуть тронуты позолотой и трепещут от дуновения ли ветра, звуков ли оркестра...
Вы еще не в саду, нет?
Тогда отключитесь от суеты, сбавьте темп и почувствуйте, что кино Иоселиани вовсе не медлительное, а просто неспешное. И черты этого кино все равно что черты лица режиссера: время их меняет, конечно, но их обладателя не перепутаешь ни с кем. Причем всматриваться в них не надоедает, а становится все интереснее. Кино крепчает, и если раньше подавалось вино, то теперь своего министра Отар Иоселиани угостил, кажется, чачей. На мой вкус, в ряду его последних фильмов ("In vino veritas", "Утро понедельника") "Сады осенью" - самый пронзительный и вдохновляющий.
Ольга ГОРНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате