Недоумением закончился визит нижегородки Татьяны Авдеевой в церковную лавку одного из храмов в областном центре. Покупала она там золотое колечко. Продавец, передавая покупку, напутствовала: «Домой придете и бирку с пробой отрежьте, сожгите и ссыпьте в цветок!»
Без возврата и чеков
Описанные действия напомнили покупательнице магический ритуал и заставили задуматься. Как же вернуть в церковную лавку купленное изделие, если вдруг обнаружится брак, коли следы покупки все в прах превратились? Чеков, как известно, в таких местах не выдают.
— А если я не сожгу, меня, что, кара какая постигнет? — засомневалась Татьяна.
За разъяснениями «НН» обратились в Нижегородскую митрополию.
— Церковная лавка — это не
— Когда мы продаем колечки или крестики из драгоценных металлов, то их освящает батюшка. Ни бирочка, ни пломба, скажем, святыней не являются. Но во время освящения святая вода на них попадает. И в конце дня я собираю все бирочки, бумагу от свечей, упаковки от проданных предметов, если покупатель соглашается их оставить, и сжигаю, — пояснила продавец лавки.
Продают, но не торгуют
В каждом храме есть специальный металлический сосуд, в котором сжигают записки, поданные прихожанами о здравии или упокоении своих родственников и близких. Записки ведь тоже святынями не являются, но было бы не хорошо их разбрасывать. В принципе никому не возбраняется принести в храм упаковку от купленного в церковной лавке и попросить служащих ее взять.
Ну, а почему в церковные лавки купленное не вернуть и почему там не выдают чеков, «НН» рассказали в Управлении Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
— По российскому законодательству церковные лавки не являются предприятиями торговли, субъектами предпринимательской деятельности. А значит, торговую деятельность они не осуществляют и правила торговли на них не распространяются. Осуществляют они культовое обслуживание населения, — пояснила начальник отдела работы с налогоплательщиками регионального УФНС Лариса Гоголева.
Поэтому в них не требуются кассовые аппараты. И товарные чеки они выдавать не обязаны. И по налоговому законодательству нашей страны налогом эта деятельность (равно как и пожертвования верующих на требы в храмах) не облагается.
Анастасия ИЗМАЙЛОВА.
Фото Михаила БЕЗНОСОВА.
Кстати
В музее Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области хранится копия уникального письма покойного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) пастве. В нем владыка просил не предоставлять финансовые документы налоговым инспекторам.
В 2001 году на заре рождения налоговой службы России нижегородское управление пыталось проверить финансовую деятельность Нижегородской епархии.
«Отцы, братья и сестры, — начертал своей рукой митрополит Николай 14 февраля 2001 года, — замечено нами, что вопреки разъяснениям вышестоящих образований, финансовые налоговые органы нашей Нижегородской области через балансовые ведомости хотят Церковь притянуть к базарным полатям, торгующим всякой всячиной. /…/ Обращаюсь к вам /…/: прошу не превращать храм Божий через подобные бумаги в
какое-то торжище и без ведома епархиального управления никаких балансовых ведомостей не писать».Но уладить недопонимания владыке и руководителю Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Нижегородской области (с 2003 года — УФНС) Николаю Полякову, конечно же, в конечном итоге удалось.