Недавно в отношении начальника отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Балахнинского района Андрея Чадина заведено уголовное дело. Чиновник потребовал от генерального и исполнительного директоров ООО «ФЛЭТ» за переоформление ранее заключенного договора аренды земельного участка между фирмой и районом взятку в размере 3,4 миллиона рублей…
Дают — бери?
Взятка сегодня является, пожалуй, самым распространенным видом коррупционного преступления. Она многолика и разнообразна, как и сами действующие лица процесса
— Из глаз, все из глаз…
Точно так же добывают довесы к зарплате в виде купюр и презентов все остальные его коллеги — отоларингологи, стоматологи, урологи, гинекологи, проктологи…
Конечно, фраза «Лучше деньгами» не теряет своей актуальности. Но бывают ситуации, когда деньги за услугу предлагать неудобно, а естественное чувство благодарности просится наружу. Тогда дарят коньяк, конфеты, дорогие галстуки, ювелирные украшения
Некогда в областной больнице имени Семашко работала
— Вон из моего кабинета!
И лишь цветы принимала с благодарностью.
Но не только искренними чувствами повязаны принимающий дары и даритель. Порой их отношения строятся на голом бизнесе, тогда взятка приобретает более криминальные черты и называется коррупцией.
…То есть в большинстве случаев «услуга» совпадает со служебной обязанностью мздоимца, но — так уж повелось — мы даем «сверху». А вдруг еще
Бывает, что подарок или конверт с деньгами в корне меняет суть деловых отношений. И в их отсутствие вы свою проблему не решите. Это уже другая ипостась мздоимца — вымогатель.
Когда загонят в угол
Как тут не вспомнить истории с многочисленными пирамидами и сетевым маркетингом! «НН» не раз рассказывали о них на своих страницах: «Афера»,
У Сергея Д. опасно заболела дочь,
— А вы не хотите сделать взнос и стать членом нашего клуба?
Догадываетесь, что ответил убитый горем отец человеку, от которого зависела жизнь его дочери? И кроме официальной платы за операцию, он не раздумывая перечислил 180 тысяч рублей в фонд «Меркурия». Как известно, ощутимый процент в этом случае оседает в кармане вербовщика.
Точно с таким же вопросом обратилась к студентке, завалившей сопромат, преподавательница одного из нижегородских вузов. Выбора у той не было.
Так же поступали и следователи, члены «Меркурия», когда решали, кому в каком статусе проходить по делу — свидетелем или соучастником… Поэтому и получилось:
Оседлаем законом?
Одним словом, так все переплелось в мире бизнеса и
На днях Верховный суд России утвердил проект постановления пленума по делам о взяточничестве и коррупционных преступлениях, в котором определил, какое вознаграждение чиновника нельзя считать взяткой.
Теперь взяткой не будет считаться вознаграждение за профессиональные услуги, то есть ситуация, когда лицо принимает вознаграждение в любом виде за исполнение своих профессиональных обязанностей без использования властных полномочий.
К примеру, учитель предложил своему ученику посетить дополнительные платные занятия. Врач рекомендовал больному дополнительное платное лечение.
Подобные случаи до решения Верховного суда правоохранительные органы считали коррупцией. Теперь не должны, а вот чиновников за использование служебного положения Верховный суд предлагает наказывать, как и раньше.
Как же отразится решение суда на громких делах о взятках? Смогут ли российские и, в частности, нижегородские адвокаты использовать постановление пленума как аргумент невиновности арестованных, подозреваемых наших взяточников и коррупционеров, занимающих высокие посты?
Скорее всего, не смогут, поясняют опрошенные эксперты. Работа чиновника от власти — не профессиональные услуги. Это даже не руководитель ЖКХ, который
Кстати, первый отклик на эту новость на специальном форуме в Интернете выглядел так: «Я не знаю, кто инициировал расшифровку деталей взятки, но все это попахивает уходом от наказания. Уж очень получается легко переквалифицировать взятку в подарок. А уж при „старании“ полиции в доказывании преступления, можно будет вообще забыть о взятках в этой стране. Считай победили коррупцию в отдельно взятом государстве».
И щенками нельзя
«Не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и тому подобное за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти,
В суде пояснили, что речь идет, например, о случаях, когда главный врач больницы берет вознаграждение за оказанную именно им медицинскую помощь пациенту, в противовес ситуациям, когда за деньги он требует от своих подчиненных принять и вылечить больного быстрее и качественнее остальных.
Однако теперь Верховный суд потребовал от низших инстанций при рассмотрении коррупционных дел считать взяткой не только деньги, но и услуги имущественного характера либо передачу имущества на
«Откаты» при заключении контрактов с коммерческими организациями тоже будут считаться взятками.
Суд также постановил считать получение или передачу взятки оконченным преступлением даже в том случае, если злоумышленники успели отдать или взять только часть запланированной суммы. Причем неважно, воспользовались ли они ею. Судьи ВС РФ остановились на том, что такой признак следует квалифицировать как законченное преступление, а не как покушение на получение взятки.
Провокация не в счет
Кроме того, чиновника нельзя привлекать к ответственности, если на получение взятки его намеренно провоцировали сотрудники правоохранительных органов, выступая в роли подстрекателей. Такое разъяснение дано в окончательном варианте постановления Пленума Верховного суда РФ.
В проекте отмечается, что действия сотрудников правоохранительных органов, своим подстрекательством спровоцировавших должностное лицо на принятие взятки или предмета коммерческого подкупа, противоречат Закону «Об
Впрочем, из постановления следует, что провокацией взятки или подкупа являются действия по передаче денег или имущества, когда должностное лицо «заведомо для виновного не совершало действия, свидетельствующие о его согласии принять взятку», либо ранее прямо отказалось ее принимать.
Иными словами, проведение
Авторы проекта постановления предлагают расценивать одалживание и хранение средств и ценностей, а также организацию переговоров о вознаграждении как посредничество во взяточничестве и как совершение действий, направленных на сокрытие такого преступления.
Однако это разъяснение убрано из текста постановления, поскольку редколлегия, обсуждавшая проект документа с середины июня, не пришла к единому мнению по поводу формулировки данного пункта.
Татьяна ЧИНЯКОВА.
Справка «НН»
Первое «антикоррупционное законодательство» в России было принято в царствование Ивана III. А его внук Иван IV Грозный издал указ, по которому зарвавшихся чиновников надлежало немедленно казнить.
До XVIII века чиновники на Руси жили благодаря так называемым «кормлениям», то есть оклада как такового у них не было, зато они получали подношения от заинтересованных в их деятельности лиц. Одаривали их не только деньгами, но и «натурой»: мясом, рыбой, пирогами и пр. Зарплата была в то время только у московских чиновников, но и им «кормление от дел» не воспрещалось.
Только при Петре I все «слуги государевы» стали получать фиксированную ежемесячную плату, а взятки (подношения) в любой форме начали считаться преступлением.
Настоящая борьба со взяточничеством началась при Екатерине II. Она вновь назначила чиновникам жалованье, но в этот раз оно выплачивалось вовремя и было намного выше, чем при Петре I. Теперь императрица имела право требовать от чиновников честности и действий согласно букве закона. Но и это не помогло.
И только в 1917 году, когда взяточничество рассматривали как контрреволюционную деятельность, по личным указаниям Феликса Дзержинского каждый пойманный на взятке чиновник его ведомства практически без суда и следствия подвергался расстрелу. Так Дзержинскому всего в течение года удалось навести порядок.
Между тем
Директор государственного бюджетного учреждения г. Дзержинска осуждена за попытку дачи взятки инспектору ДПС.
Находясь за рулем, автоледи Д. нарушила правила дорожного движения. За этим занятием ее и застал инспектор ДПС. После выявления вышеуказанных нарушений Д. была препровождена в служебный автомобиль ДПС, где с целью подкупа решила дать взятку инспектору в сумме 5000 рублей. Однако инспектор ДПС деньги не принял, а в отношении Д. было возбуждено уголовное дело.
Подсудимая вину признала полностью, дело было рассмотрено в особом порядке.
Приговором Дзержинского городского суда автовладелица признана виновной, ей назначено наказание в виде штрафа в размере
35-кратного размера взятки — в сумме 175 000 рублей.
Комментарий
Александр ЧЕСНОКОВ, нижегородский адвокат:
— Среди
профессионалов-практиков давно стоял этот вопрос. В самом деле, если врач хорошо сделал свою работу, вылечил, спас от смерти порой, хочется его отблагодарить. И если не знаешь его привычек, дай деньгами. И учителю — почему бы не сброситься родителям и не купить компьютер, которого у него нет?Наказывать надо тех, кто берет за выполнение
исполнительско-распорядительных обязанностей. А то у нас получается: преподаватель взялтысячу-полторы за экзамен — его судят. А те, кто наверху наваривает миллионы, остаются на свободе…Я хоть и адвокат, но сторонник китайского правосудия: там высоких чиновников за взяточничество казнят.
А как у них
Как говорят наши иностранные клиенты, взятки в Европе действительно дело, осуждаемое и законом, и обществом. Поэтому там такое явление, как взятка, редкое и наказуемое, особенно после скандала с фирмой Siemens в России. Между тем такие формы делового общения, как подарки и деловые обеды, разрешены законом, распространены в
бизнес-практике , и их обычно относят на расходы фирмы. Но, как показывают результаты опроса, свыше трети сотрудников крупных европейских компаний готовы ради выгодной сделки предложить деньги, подарки и пойти на прочие ухищрения. При этом 75 процентов опрошенных считают, что честность и этичное поведение позволяют достичь больших успехов в бизнесе. Такой вот парадокс.