Две общественные организации активно собирают подписи за учреждение в России так называемых чартерных (договорных) школ. Призывы звучат вполне понятные родительскому уху: «Достали этим ЕГЭ, в школах внедряют „секспросвет“, не нравится моральная обстановка в классах, система образования с ее реформами, нужно открывать „свои“ школы, работающие так, как хотят родители и учителя».
В пользу бедных
Организация под названием «Родительское сопротивление» совместно с другой с не менее громким именем «Суть времени» собирают подписи и активно агитируют против реформирования российского образования, становящегося все более американизированным. Региональное отделение «сопротивления» сообщает, что провело акцию в Арзамасе, где совместило свое возмущение российской школой с историей неблагополучной семьи Шевалдиных, из которой изъяли детей.
Однако предлагаемая модель «свободной» чартерной школы — это то, о чем два десятилетия спорят даже сами американцы, породившие еще один вариант образования в конце
Чартерная школа — это бесплатное муниципальное среднее учебное заведение, которое работает по контракту или «чартеру». Управляется корпоративно родителями, учителями, директором, неким «советом». Как и обычная школа, она финансируется государством, но привлекаются и частные средства. (В данном случае их поборами не назовешь.) При этом преимуществом считается якобы более качественное образование за счет большей свободы в выборе методик и направлений обучения.
Организуют процесс на свой вкус сами родители и учителя. Чаще всего там нет такой привычной атрибутики, как парты, доски, учебники. Дети в классах собираются не по возрасту, а по потребности в обучении.
Органы образования контролируют не процесс, а результат, и школы свободны от многих ограничений.
Уже проходили
Подобные эксперименты проходили уже в нашей стране, но остались малозаметными. По собственным индивидуальным программам, например, работали некоторые учителя начальной школы, исповедуя так называемое «Вероятностное образование». Такие классы были (а может, и есть) в Нижнем Новгороде, в Екатеринбурге, Москве. Отсутствовало даже понятие «урок», и учитель строил импровизационную игру, руководствуясь вспыхивающим интересом детей. Многое оказалось полезным, дало толчок к творческому развитию педагогики. Однако качество полученных знаний в большинстве случаев не устроил самих родителей — дети с трудом переходили от одной ступени образования к другой, результат был непредсказуем.
Организаторы сбора подписей призывают депутатов Государственной думы рассмотреть вопрос о введении чартерных школ в России. Что будет с российским образованием, если они добьются своего, стоит подумать заранее.
Вера ЧЕБОТАРЕВА.
Комментарий
Галина КЛОЧКОВА, депутат Законодательного собрания, директор школы им. Ломоносова:
— Скажу вам как человек, который на протяжении многих лет занимается созданием своей школы. Организовать школу с хорошими программами, новыми подходами — задача далеко не простая. А объединить вокруг предлагаемой идеи родителей, даже самых продвинутых, очень трудно. То же могу сказать и об учителях.
Я готова инициировать сбор подписей за то, чтобы единый госэкзамен не был единственной формой итоговой аттестации. Кстати, в Законе «Об образовании» речь идет именно о выборе форм аттестации. Школа является отражением социальной жизни, в которой у нас произошло расслоение. Есть семьи, где считают, что главное в образовании — научить ребенка всем видам сбора информации. Другие хотят, чтобы он был хорошо воспитан, есть еще варианты. А школы — многоуровневый механизм, и руководить ими могут только квалифицированные управленцы. Хорошо, если родители могут сформулировать и передать свои пожелания школе. Остальное, на мой взгляд, рановато для нашей системы образования, хотя, может быть, необходимо для крайне заформализованного образования Америки, породившего тестовую систему итоговой аттестации.