Чужой вариант под копирку?

Чужой вариант под копирку?

Две общественные организации активно собирают подписи за учреждение в России так называемых чартерных (договорных) школ. Призывы звучат вполне понятные родительскому уху: «Достали этим ЕГЭ, в школах внедряют „секспросвет“, не нравится моральная обстановка в классах, система образования с ее реформами, нужно открывать „свои“ школы, работающие так, как хотят родители и учителя».

В пользу бедных

Организация под названием «Родительское сопротивление» совместно с другой с не менее громким именем «Суть времени» собирают подписи и активно агитируют против реформирования российского образования, становящегося все более американизированным. Региональное отделение «сопротивления» сообщает, что провело акцию в Арзамасе, где совместило свое возмущение российской школой с историей неблагополучной семьи Шевалдиных, из которой изъяли детей.

Однако предлагаемая модель «свободной» чартерной школы — это то, о чем два десятилетия спорят даже сами американцы, породившие еще один вариант образования в конце 90-х для детей из бедных, иммигрантских семей. Главная мысль — корпоративное управление школой. Сейчас такие «общественные» школы есть во всех штатах, и рост их количества поощряется руководством страны, так как денег на них тратится меньше, чем на государственные.

Чартерная школа — это бесплатное муниципальное среднее учебное заведение, которое работает по контракту или «чартеру». Управляется корпоративно родителями, учителями, директором, неким «советом». Как и обычная школа, она финансируется государством, но привлекаются и частные средства. (В данном случае их поборами не назовешь.) При этом преимуществом считается якобы более качественное образование за счет большей свободы в выборе методик и направлений обучения.

Организуют процесс на свой вкус сами родители и учителя. Чаще всего там нет такой привычной атрибутики, как парты, доски, учебники. Дети в классах собираются не по возрасту, а по потребности в обучении.

Органы образования контролируют не процесс, а результат, и школы свободны от многих ограничений.

Уже проходили

Подобные эксперименты проходили уже в нашей стране, но остались малозаметными. По собственным индивидуальным программам, например, работали некоторые учителя начальной школы, исповедуя так называемое «Вероятностное образование». Такие классы были (а может, и есть) в Нижнем Новгороде, в Екатеринбурге, Москве. Отсутствовало даже понятие «урок», и учитель строил импровизационную игру, руководствуясь вспыхивающим интересом детей. Многое оказалось полезным, дало толчок к творческому развитию педагогики. Однако качество полученных знаний в большинстве случаев не устроил самих родителей — дети с трудом переходили от одной ступени образования к другой, результат был непредсказуем.

Организаторы сбора подписей призывают депутатов Государственной думы рассмотреть вопрос о введении чартерных школ в России. Что будет с российским образованием, если они добьются своего, стоит подумать заранее.

Вера ЧЕБОТАРЕВА.
 

Комментарий

Галина КЛОЧКОВА, депутат Законодательного собрания, директор школы им. Ломоносова:

— Скажу вам как человек, который на протяжении многих лет занимается созданием своей школы. Организовать школу с хорошими программами, новыми подходами — задача далеко не простая. А объединить вокруг предлагаемой идеи родителей, даже самых продвинутых, очень трудно. То же могу сказать и об учителях.

Я готова инициировать сбор подписей за то, чтобы единый госэкзамен не был единственной формой итоговой аттестации. Кстати, в Законе «Об образовании» речь идет именно о выборе форм аттестации. Школа является отражением социальной жизни, в которой у нас произошло расслоение. Есть семьи, где считают, что главное в образовании — научить ребенка всем видам сбора информации. Другие хотят, чтобы он был хорошо воспитан, есть еще варианты. А школы — многоуровневый механизм, и руководить ими могут только квалифицированные управленцы. Хорошо, если родители могут сформулировать и передать свои пожелания школе. Остальное, на мой взгляд, рановато для нашей системы образования, хотя, может быть, необходимо для крайне заформализованного образования Америки, породившего тестовую систему итоговой аттестации.

Следите за нашими новостями в удобном формате