Актриса Нижегородского ТЮЗа, известная всей стране как Соня Гурвич из фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», вновь снялась в картине о Великой Отечественной войне. Четырехсерийная лента Андрея Прошкина с рабочим названием «Чарли» будет показана осенью на Первом канале.
Роль как подарок
— Роль у меня небольшая: Ада Абрамовна — еврейская женщина, которая вместе с мужем и внуком оказалась в оккупации. Режиссер долго не мог найти нужный типаж. Ни в Москве, ни в Таганроге, где шли съемки.
— А вас пригласил, памятуя о роли в картине Ростоцкого?
— Андрею Прошкину меня рекомендовала второй режиссер, а он уже утвердил на роль. Причем нашли меня с трудом, поскольку в перестроечные годы пропали многие базы данных о советских артистах. Иначе бы я, наверное, больше не снималась в кино… Когда узнала, что режиссер — Прошкин, который только что снял потрясающий фильм «Орда», поняла, что для меня это подарок. У него даже в маленьких ролях были заняты актрисы, которые номинировались на кинопремии за лучшую женскую роль. Некоторые приезжали на
— Что за история будет рассказана в фильме?
— Сюжет, сценарий мне очень понравился. Привлекло то, что нет никаких боевых действий, партизанщины. Это история человеческих характеров и судеб. Несколько семей живут в одном дворе в оккупированном городе. У
Все было достоверно
— Главный герой — предатель?
— Он не предатель, его считают таковым. У него безвыходное положение. Он учитель химии, знает немецкий язык, и оккупанты приглашают его работать переводчиком. К нему великолепно относятся, выделяют пайки, но он вынужден присутствовать при страшных сценах. Постепенно он начинает искать вариант выхода и бороться.
— Судя по фильму «Орда»,
— Да, над фильмом работали мощные профессионалы: и оператор, и художник. Режиссер лично каждого артиста смотрел, прежде чем пустить в кадр, сам утверждал костюмы. Все было очень достоверно и по декорациям, и по одежде. Двор в Таганроге нашли просто уникальный, сохранившийся с довоенных времен. Отыскали подлинные вещи того времени — вплоть до чулок и носков. К тому же съемочная группа была приятная, добрая — атмосфера на съемках тоже много значит.
Работа в удовольствие
— Вы сказали, что могли бы больше сниматься в кино. Случалось, что отказывались?
— Было, было. Однажды пригласили в Петербург на пробы, но мне многое там не понравилось, и я отказалась. Хотя бывали и очень интересные съемки. Работала с Глебом Панфиловым, когда он приезжал сюда снимать «Мать». Он меня пригласил на эпизод, но расстроился, что поздно на меня вышел, поскольку его не устраивала работа актрисы, игравшей вторую героиню, а я как раз подходила. Но переснимать было уже поздно. Потом мы отношения поддерживали, я ездила в Москву на озвучку. Сейчас ее, кстати, не делают — «вычищают» голос, записанный прямо на съемках.
— Съемки проходят совсем иначе, чем во времена «Зорь»?
— Конечно, технически все стало намного проще. Когда снимали «А зори здесь тихие», Ростоцкий отправлял отснятые кадры из Карелии в Москву, там их проявляли, присылали обратно в Карелию, он их отсматривал, если не нравились — переснимал. А теперь режиссер сразу видит картинку, на месте все корректирует.
— Как вы сейчас чувствуете себя в родном театре? В минувшем сезоне в ТЮЗ пришел новый главный режиссер, затихли скандалы…
— Я старалась не участвовать в конфликтах, у меня со всеми были нормальные отношения. Что касается режиссера, то нашему театру повезло, и городу тоже. Виктор Шрайман — режиссер федерального уровня, скажем так. Он много работал за границей и по стране, он настолько профессионален, умеет так мягко, неназойливо выстраивать спектакль… Мы сейчас репетируем «На деревню к бабушке», этой премьерой и откроем сезон, и я работаю там с удовольствием. Думаю, что и для молодых артистов Шрайман необходим как педагог.
Беседовала Ольга ГОРНОВА.
Фото
Справка «НН»
Главную роль в фильме «Чарли» сыграл Виталий Хаев, его жену — Карина Андоленко, его мать — Лариса Малеванная. Сценарий написал Игорь Порублев («Бригада»), оператор картины — Юрий Райский («Орда»). Андрей Прошкин — режиссер фильмов «Спартак и Калашников», «Игры мотыльков», «Солдатский декамерон», «Орда» (премия «Ника» за лучший фильм — 2012), сын режиссера Александра Прошкина.