В эти выходные капельниц не будет, случается, предупреждают пациентов в одной из больниц Нижнего Новгорода. Работать некому! Будет дежурить одна медсестра на два отделения…
Я бы в лекари пошел
Наталья Линцова восемь лет назад не выдержала безденежья и ушла из медицины. Теперь бывшая медсестра работает товароведом, отвечает за молочный отдел в большом магазине. Алла Зорина, отработав терапевтом три года, переквалифицировалась в фармацевты. И таких примеров немало.
Как же решить кадровую проблему в здравоохранении? Последняя инициатива — сделать второе высшее медицинское образование бесплатным. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение в Госдуму.
Это попытка поддержать тех, кто в сознательном возрасте решает лечить людей. Нижегородка Марина Черняева освоила новую профессию — массажиста. Но чтобы принимать пациентов, Марине нужна лицензия. А она выдается только при наличии медицинского образования. В 40 лет Марина села за парту медучилища. Выучиться на медсестру занимает пять лет, а стоимость учебы хоть и невелика, но постоянно растет. «Когда я начинала, цена была 10 тысяч рублей, а теперь все 17 тысяч», — говорит Марина.
Закон «Об образовании в РФ» планируется дополнить следующим предложением: «Бесплатность высшего медицинского образования гарантируется вне зависимости от того, получается ли оно впервые». По словам инициатора данной поправки депутата нижней палаты российского парламента от фракции ЛДПР Валерия Селезнева, это позволит привлечь в медицину людей, заинтересованных в профессии, что в свою очередь положительно скажется на уровне компетенции наших врачей. Выбор второго высшего образования является более осознанным, он делается не под влиянием родителей или учителей, а самостоятельно.
Будь добр, отработай!
Еще один вариант — возвращение системы распределения выпускников. Этот вопрос не раз поднимался ректорами медвузов. «Если государство заплатило за обучение из федерального бюджета, то затраты надо бы возместить — три, максимум пять лет отработать в госбольницах или поликлиниках», — убежден Борис Шахов. Оппоненты принудительного распределения утверждают, что это нарушение прав и свобод человека.
Некой разновидностью распределения сегодня является целевая подготовка врача для конкретного региона или учреждения. В этом году целевых мест медакадемии выделено заметно больше, чем в прошлом. Дополнительные целевые места появились на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах.
Кроме того, по новому закону «Об образовании» ординатура отменяется. После шести лет учебы в мединституте выпускник может идти работать. Сразу встать за операционный стол ему нельзя, а работать в поликлинике можно.
Александра МАХЛИНА.
Фото
Справка «НН»
По данным российского Минздрава, дефицит врачей составляет 40 тысяч, а медсестер — 270 тысяч человек. Что касается Нижегородской области, то анализ трудоустройства выпускников за последние пять лет показал, что уходят из медицины 9,5 процента закончивших вузы.