Разменялись на волокиту

Разменялись на волокиту

Елена Савельева очень торопилась на работу. Но это была последняя возможность заплатить за жилищно-коммунальные услуги по жировке, которую нерадивый разносчик квитанций бросил в почтовый ящик лишь поздно вечером накануне последнего дня оплаты. Нижегородка помчалась в ближайшее отделение банка, где располагался терминал. Однако, открыв кошелек, поняла, что из денег в нем покоились исключительно пятитысячная купюра и несколько монет.

Расплачиваемся за мошенников

«Ничего страшного, — подумала женщина. — Банк-то уже открылся. Здесь и разменяю». Не тут-то было. Когда нижегородка обратилась к операционистке зала со словами «Разменяйте мне, пожалуйста, пять тысяч», та протянула ей бланк и попросила оформить официальное заявление на размен.

— Так положено. У нас такое распоряжение, — отреагировала сотрудница на изумление Елены.

Выбора не было, и нижегородка принялась заполнять графы: ФИО, адрес, номинал купюры, паспортные данные…

Оказалось, есть внутреннее распоряжение руководства Сбербанка менять денежные знаки только по личному заявлению гражданина для защиты сотрудников банка от мошеннических действий.

— За полгода фактов сбыта поддельных денег стало больше на 26 процентов, чем за тот же период 2012 года. Зарегистрировано 326 случаев, — констатировал начальник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД РФ по Нижегородской области полковник полиции Владимир Колбасов.

Не так давно в суд направлено уголовное дело в отношении группы лиц узбекской национальности (жителей Москвы), которые неоднократно в течение 2012 года сбывали в нашем регионе поддельные деньги номиналом как раз 5000 рублей.

Понятно, что если клиент банка купюру не нарисовал сам, то и скрывать свои данные ему нет резона. Но ведь в банках есть специальные устройства — детекторы банкнот, которые проверяют деньги на «вшивость», и есть ли смысл еще так перестраховываться?

— Дело в том, что по Федеральному закону № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, причем до приема его на обслуживание, — пояснил «НН» заместитель директора нижегородского филиала известного банка. — Для идентификации требуется установить (в случае с физическим лицом) фамилию, имя, отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика.

Идентификация распространяется и на снятие денег со счета, и на зачисление, и на покупку (продажу) наличной иностранной валюты, и на приобретение ценных бумаг за наличный расчет, и на получение средств по чеку на предъявителя, и на обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

Правда, все по тому же закону, как оказалось, идентифицировать человека, пожелавшего, как в нашем случае, поменять деньги, не требуется, если сумма не превышает 15 тысяч рублей. Только и на это в банке вам скажут:

— Тот же закон нам дает право даже при сумме меньше 15 тысяч рублей прибегнуть к идентификации, если у наших работников возникнет подозрение, что конкретная операция осуществляется в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

За услугу надо платить

Такими же внутренними распоряжениями банки объясняют и расхождения в требованиях Положения Банка России № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» и реальным порядком в конкретных банках.

Так, именно это Положение Центробанка предусматривает составление клиентом или кассовым работником банка заявления о размене наличных денег.
Только заявление это составляется в произвольной форме в одном экземпляре (и не на бланке). И в Положении о номере паспорта, адресе, номерах купюр, подлежащих размену, ни слова нет.

— На самом деле еще есть банки, которые не требуют с клиентов подобные заявления. С другой стороны, есть и такие, которые за обмен купюр взимают определенную комиссию за эту услугу. Могут и оговорку в своих внутренних распоряжениях сделать «но не менее 50 рублей». Размен денег считается услугой банка. А за услугу надо платить, — предупреждает собеседник «НН».

Что ж, при таких разночтениях положений и законов человеку остается разве что жаловаться в защиту прав потребителей или суд, если писать заявления ему еще не надоело.

Анастасия ИЗМАЙЛОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате