Статуя превратилась в растрепу

Статуя превратилась в растрепу

«Лучшее предложение». США — Италия, 2013. Режиссер Джузеппе Торнаторе. В ролях: Джеффри Раш, Джим Стерджесс, Сильвия Хукс, Дональд Сазерленд, Раджив Бадхан, Максимилиан Дирр.

Важные мелочи

Управляющий аукционным домом Вирджил Олдмен — пожилой человек в футляре, чопорный педант. Он не смотрит на женщин, но в тайном бункере его дома хранится огромная коллекция женских портретов разных эпох — дорогих подлинников, приобретенных благодаря хитроумным аферам.

Однажды неизвестная дама обращается к нему с просьбой произвести оценку ее наследства и приглашает в заброшенный дом, ломящийся от антиквариата, но сама под разными предлогами увиливает от встреч. Олдмен бесится от ее непредсказуемости и противоречивости, но именно эта неведомая для него женская стихия и манит старого холостяка. А когда выясняется, что незнакомка, во-первых, страдает боязнью открытого пространства — недугом, близким к его собственным комплексам, а во-вторых, она молода и красива, в герое разгорается настоящая страсть. Более того, она оказывается взаимной. Подбрасывает дровишек в огонь еще одна загадка — по дому героини раскиданы шестеренки XVIII века, из которых приятель Олдмена — молодой инженер — постепенно собирает уникальный артефакт — старинного робота.

Можно сравнить устройство фильма и с тем самым старинным андроидом: упустишь какую-нибудь мелочь — и посыплется вся конструкция, а вовремя схваченная деталь подскажет путь к разгадке. Словом, два с лишним часа фильма пролетают незаметно — он смотрится как увлекательная игра, этакий квест.

А был ли карлик

Больше всего восхищает изобретательность авторов — на экране такая россыпь метафор, параллелей, каламбуров, что только успевай их щелкать. Шестеренки намекают на капкан для героя; фальшивки в искусстве — на фальшивки в любви; сборщик роботов предстает «инженером человеческих душ», а лилипутка в кафе — той самой недостающей и незамеченной «мелочью». Странности и контрасты фильма дают очень много смешного, нельзя не оценить и самоиронию режиссера в шутке про «каких-то киношников» в финале картины.

Украшает фильм стильная съемка, а оживляет игра Джеффри Раша, чей герой убедительно превращается из непроницаемой статуи — памятника рационализму — во вдохновенного растрепу. Как андроид прошлых веков вещал голосом сидящего в нем карлика, так и в этом человеке-роботе обнаружилась жизнь. Причем «живым и только» он остался до конца: даже перед лицом очевидного обмана Олдмен предпочел верить не горькой правде жизни, а высшей правде своей иллюзии.

Собственно, без этой веры нет искусства, так что торгаш и коллекционер в финале картины уподобился ценителю искусства и отчасти даже художнику, который сам себе «нарисовал» портрет незнакомки.

Следите за нашими новостями в удобном формате