Поправки в Гражданском кодексе РФ, которые с 1 октября уже вступили в силу, дают россиянам возможность не на словах, а на деле защищать тайны своей личной жизни.
Вымыслы под запретом
— Главным нововведением в защите частной жизни является то, что теперь опубликованные в СМИ сведения, которые
Если раньше можно было потребовать только опровержения подобных сведений, то теперь закон дает каждому право помимо этого требовать еще и изъятия информации: удаления со всех
Николай Владимирович для наглядности иллюстрации нововведений в законодательстве приводит пример:
-Представим, что в газете, а также на ее официальном сайте появилось сообщение, что некий гражданин приобрел полотно известного художника на аукционе в Англии. Казалось бы, ничего порочащего его честь и достоинство в этой новости нет, даже, напротив, характеризует его как ценителя искусства и знатока живописи. Но, узнав о такой «покупке», им обязательно заинтересуются Федеральная налоговая и Федеральная таможенная службы, другие органы. И ему придется доказывать, что никакую картину в действительности не покупал и на территорию Российской Федерации не ввозил. Чтобы избежать подобных разбирательств, «ценителю искусства» необходимо будет приложить экземпляр данной заметки к исковому заявлению, которое он подаст в районный суд. В качестве ответчика будет выступать редакция газеты. Требовать от нее он должен будет опровержения данной информации, изъятия нераспроданных тиражей и удаления информации с
Слишком много знала?
Между тем нижегородцы и до появления поправок в законе нередко взывали к Фемиде, дабы защитить свою честь. Так, в одном из районов Нижегородской области судебный пристав подал иск о защите чести и достоинства к местной жительнице.
В производстве пристава находился исполнительный лист о взыскании с организации, где дама работала главбухом, невыплаченной ей зарплаты на сумму более ста тысяч рублей. Три года женщина не могла получить заработанное. В отдел ФССП она заходила не раз, чтобы узнать, как продвигается дело. Но получаемые от сотрудников службы ответы ее не устраивали. Истец утверждал, что женщина написала на него жалобу областному руководству. Дескать, в бумаге она указала, что пристав никогда не бывает на рабочем месте, что у него имеется второе место работы, что он восхваляет себя в районной газете, не имея на это права, и даже вымогает деньги у предпринимателей.
Женщина потом в суде утверждала, что это была не жалоба, а всего лишь письмо личного характера, в котором она просила высшее начальство принять к приставу меры. Дескать, она бесчисленное количество раз приходила к нему на прием, чтобы взять справку о невыплаченной ей заработной плате и узнать, как продвигаются дела о взыскании в ее пользу задолженности. И, дескать, не могла того застать на рабочем месте. Коллеги пристава отвечали, что не знают, где он. Про второе место работы она на самом деле сообщала не в утвердительной, а предположительной форме. И вообще, мол, жалобщица просто спросила областное руководство, знает ли оно, что пристав восхваляет себя в газете, не называя фамилий других работников. А поскольку, по мнению главбуха, в судебном иске пристав ее оболгал, то она подала встречный иск и просила возместить ей моральный вред в размере 60 тысяч рублей.
Как выяснилось в ходе судебного разбирательства, областное начальство в ответе недовольной гражданке сообщило, что «неправомерных действий по исполнению исполнительного производства в работе пристава не было установлено».
Вынося свое решение, суд опирался в том числе и на ст. 150 ГК РФ, согласно которой «жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, не отчуждаемы и не передаваемы иным способом».
Суд сделал вывод, что при посещении службы судебных приставов дама от ее работников узнала, как их коллега просит деньги у предпринимателей, на которые покупает подарки и передает в детский дом, хотя предприниматели могли бы это делать самостоятельно. О том, что он вымогает деньги у бизнесменов, она не утверждала. Но, по мнению суда, женщина сделала необоснованный вывод, заявляя, что пристав восхваляет себя в газете, поскольку инициатором статьи был журналист. Однако судья посчитал, что данный вывод не является унижающим честь, достоинство и деловую репутацию гражданина.
В итоге суд признал не соответствующим действительности утверждение истицы о том, что пристав восхваляет себя в районной газете. В остальной части иска приставу было отказано. Что касается встречного иска самой дамы, то ей суд отказал полностью. В нем она указывала, что истец в свою очередь в своем обращении в суд привел сведения, унижающие ее честь и достоинство. По закону проверка доводов, изложенных в судебных исках, не считается распространением сведений.
Осваивают рычаги
В течение двух лет знакомый жительницы Советского района обвинял ее в краже 1,3 миллиона рублей и сотового телефона. Он называл ее воровкой и в зале суда, и в эсэмэсках. Женщина подала в суд иск о защите чести и достоинства. Суд обязал мужчину принести истице извинения и опровергнуть порочащие ее честь и достоинство сведения путем составления письменного заявления и предъявления его в суд, в котором все и происходило.
Таких и подобных случаев в судебной практике немало. Нижегородцы, которые в прежние годы отстаивали свои права на личную жизнь, неприкосновенность жилища и опровергали клевету отнюдь не цивилизованными способами, теперь осваивают правовые рычаги. Но в действующем законодательстве, как показала практика, обнаружились белые пятна. Нововведения в Гражданском кодексе, по мнению юристов, расширяют правовое поле, дают гражданам больше возможностей для защиты своих нематериальных интересов и выводят российское законодательство на новый уровень. Нижегородцы теперь смогут защитить свое право на частную жизнь реально, если случится так, что
— В данном случае необходимо обратиться в районный суд по месту нахождения владельца сайта с иском об удалении этих сведений и возложении на ответчика обязанности по их опровержению. Исковое заявление оплачивается государственной пошлиной в размере 200 рублей, — разъясняет адвокат Остроумов. — Срок рассмотрения дела в суде составляет 2 месяца, однако получить решение суда, вступившее в законную силу, с учетом права на обжалование в суд апелляционной инстанции, можно будет минимум через 3 — 4 месяца. В рассматриваемом случае необходимо доказать, что распространенные о гражданине сведения не соответствуют действительности. Для этого можно представить справку из ГИБДД о наличии/отсутствии зарегистрированных на его имя транспортных средств. После получения решения суда необходимо написать в суд заявление и получить исполнительный лист, который следует подать по месту нахождения ответчика в районный отдел Федеральной службы судебных приставов, адрес и телефон которого можно узнать на сайте Управления ФССП по Нижегородской области http://www.r52.fssprus.ru/ в разделе «Об Управлении». Судебный
Ольга МАКАРОВА.
Кстати
Адреса и телефоны районных судов можно узнать на сайте Нижегородского областного суда http://oblsud.nnov.sudrf.ru/ в разделе «Суды области» либо по телефону
433-64-65 .
Цифры
По данным Управления Судебного департамента в Нижегородской области, в районных (городских) судах в
1-м полугодии этого года в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года уменьшилось число дел по искам о защите чести, достоинства, деловой репутации к гражданам и юридическим лицам (с 52 до 35)