Пионер — снова детям пример

Пионер — снова детям пример

«Частное пионерское». Россия, 2013. Режиссер Александр Карпиловский. В ролях: Семен Трескунов, Егор Клинаев, Анфиса Вистингаузен, Юлия Рутберг, Светлана Иванова, Роман Мадянов, Владимир Зайцев, Ирина Линдт, Раиса Рязанова.

На честном слове

Если бы эта картина вышла на экраны 30 — 40 лет назад, она стала бы рядовой — одной из множества добротных кинолент для детей, что показывали в каникулы по первой программе. Но по сегодняшним меркам «Частное пионерское» — вещь исключительная своей нормальностью. Кино для школьников сейчас снимают редко, показывают на большом экране еще реже, а уж если кто берется за такое неподъемное дело, то стремится поразить воображение фокусами из положения стоя на ушах.

А тут просто история про школьников. Захватывающий сюжет, где все завязано на честном пионерском слове: несколько дней из жизни друзей Мишки и Димки, подростков 1970-х, череда испытаний на смелость, честность, доброту, терпение и сообразительность. За каждым крутым сюжетным виражом — задачка следующего уровня сложности. В целом — классный урок, из которого можно усвоить, что в жизни не бывает ровного пути без падений и препятствий, но сдаваться нельзя никогда.

Сорок лет — нет как нет

На одной чаше весов в фильме — жизнь собаки, с которой подружились мальчишки, на другой — их пионерский «имидж». Очень натуральными вышли одноклассники. Яркими пятнами стали второстепенные роли известных артистов, особенно Рутберг и Мадянова. Есть в фильме легкий привкус страшной сказки — в знакомстве пионеров с неведомыми, темными сторонами жизни, но именно легкий. Нет критики строя, кривлянья и пародий — есть мягкая ирония с искренней ностальгической ноткой.

Фильм дает понять, что хороши ли, плохи ли были советские девизы, плакаты и песни, а они воспитывали вот таких мальчишек и девчонок, способных следовать не букве, а духу пионерских законов, который нимало не устарел. Да и во взрослых людях эти законы жили и работали. Когда Мишка с Димкой захлебываясь говорят бандитам в отделении милиции про пионеров-героев, те осекаются и идут на уступки: даже в преступниках можно обнаружить что-то человеческое — по крайней мере, к этому нас приучило советское кино.

Время в фильме выглядит достоверно, мелочи вроде пары пластиковых окон в углу кадра или желтых газет, выпавших из сумки почтальонки, не портят общего впечатления: кино смотрится так, будто и не было тех самых 30 — 40 лет. Сожалеть можно лишь о том, что новая эпоха не выработала взамен ни своих образов, ни своей идеологии, ни своей романтики, ни своей теплоты.

Следите за нашими новостями в удобном формате