Павел ЛЮБИМЦЕВ:«Для телевидения я больно умный»

Павел ЛЮБИМЦЕВ:«Для телевидения я больно умный»

Первый раз на сцену Нижегородской филармонии Павел Любимцев вышел почти тридцать лет назад, в 1984 году. Он представлял в филармонии рассказы Паустовского, а в Литературном музее Горького — английские юмористические рассказы. Кстати, обе эти программы он читает до сих пор. В минувшее воскресенье Павел Евгеньевич вновь приехал в Нижний с чтецкой программой. Накануне выступления он побеседовал с корреспондентом «НН».

 

Жизнь под музыку

— Вы росли в музыкальной семье. Имя вашего папы, пианиста Евгения Либермана, для многих хрестоматийно. А какова была роль музыки в вашей жизни, тем более что уже много лет вы выходите на филармоническую сцену?

— «Музыке в моей жизни» я активно сопротивлялся. К счастью, мои родители, не понаслышке знающие, что такое музыка, не были слишком настойчивы.
То есть они пробовали меня учить, но я очень не хотел. Позднее папа мне говорил, что, если бы наклонности у меня были чуть-чуть похуже, я бы стал бандитом, так как всегда делал исключительно то, чего сам желал. Так что музыкантом я не стал, хотя, конечно, жил под звуки классики: в наше скромное обиталище на Арбате постоянно приходили ученики.

Что касается моей работы в Московской филармонии, долгое время она не была связана с музыкой, но в последние сезоны там придумали такую форму работы с аудиторией, как «Сказка с оркестром». Это концерты для детей с родителями, где исполнители, часто известные теле- и киноартисты, читают различные произведения с симфоническим оркестром. А у меня еще идет персональный абонемент «Забавный профессор». Там я выступаю не только как чтец, но и как рассказчик, и в каком-то смысле эти концерты являются отголоском телепередач, которые я вел.

— В прошлом году после инфаркта и операции на сердце вы были вынуждены уйти с телевидения. Планируете вернуться?

— Это решаю не я, а телевидение. Пока предложений не поступало. Буду откровенен: оно во мне вряд ли нуждается, потому что я для него больно умный. Я имею в виду тамошнее начальство. Что до публики, знаю точно, что меня с удовольствием смотрели многие, в том числе весьма неискушенные люди. Телевизионному начальству нравится другое, что именно — уточнять не будем. Я, конечно, хотел бы вернуться, в том числе и по материальным соображениям, потому что нигде, кроме как там, приличных денег не платят.

Скучно и мерзко

— Вы заведуете кафедрой актерского мастерства в Театральном институте имени Щукина и учите актерскому мастерству. Как именно вы это делаете, ведь «научить актерской профессии нельзя»?

— Актерское мастерство — это просто название такое, а вообще педагоги в театральных школах занимаются лишь тем, что добиваются от студентов естественного вида на сцене. Живой человек на сцене — это главное. Ничего нет интереснее для публики… и ничего нет труднее для актера.
Современный театр зачастую громоздит на сцене бог знает какие построения, которые не имеют ничего общего с жизнью, и это очень плохо, непрофессионально. Мне эти навороченные спектакли скучны до такой степени, что порой я просто засыпаю… Действительно, научить актерской профессии нельзя. Человек может научиться этому сам, если у него есть трудолюбие и способности, а педагог может ему помочь в этом. Вот именно по такой формуле мы и работаем, раскрывая живое и лучшее. Вахтангов говорил: «На сцену надо нести лучшего себя», что зачастую тоже не практикуется в современном театре. Когда на сцене от артиста требуют мерзких проявлений, выдавая это за современное искусство, меня от этого только тошнит.

Секрет больших поэтов

— Ваша сегодняшняя программа носит название «Есть в опыте больших поэтов…». Что из их опыта вы предложите слушателям?

— Согласно этой пастернаковской формуле — высокую простоту русской классической поэзии. Пушкин; Давид Самойлов, который поверял себя Пушкиным; поздний Заболоцкий, пришедший к ясности стиха; поздний Пастернак с его неслыханной простотой.

— Через полчаса вы выйдете на сцену. Ни оркестра, ни каких-либо эффектов, минимум действия. Что будет происходить и почему зал вновь полон?

— Чтецкое искусство — искусство высокого собеседования. На сцене стоит один человек, который, обращаясь к залу, читает литературные произведения от себя. Если он что-то собой представляет, публике интересно. Между прочим, чтецкий жанр присущ только русской культуре ХХ века. Чем это объясняется? Нашей литературой, которая во многом исповедь, во многом проповедь и «просится» на голос. Особенностью русского театра, который сформировал артиста-личность, имеющего нечто за душой. Историей ХХ века, кода после революции огромные массы людей надо было приобщать к культуре, преодолевая безграмотность. И особенностью нашей публики, которая любит серьезное искусство, несмотря на весь кошмар, который творится на телевидении, на эстраде и в театре.

Мария ФЕДОТОВА.
Фото Георгия АХАДОВА.

Справка «НН»

Павел Евгеньевич ЛЮБИМЦЕВ (ЛИБЕРМАН) — актер театра и кино, телеведущий. Родился 19 июля 1957 года в Москве в семье музыкантов, педагогов ГМПИ имени Гнесиных. Окончил Высшее театральное училище им. Щукина. Работал в Ленинградском академического театре комедии. Артист Московской филармонии, приглашенный актер Театра им. Е.Вахтангова, член Академии Российского телевидения. Вел ряд популярных передач на ТВ, среди них — «Путешествия натуралиста» и «Городское путешествие». Автор ряда книг.

Следите за нашими новостями в удобном формате