Со свечами под коронами

Со свечами под коронами

Знакомая супружеская пара, прожившая законным браком в мире и согласии четверть века, накануне серебряной свадьбы неожиданно для всех родственников улетела в Израиль. И пока взрослые дети готовили подарки и поздравления, счастливые родители совершили обряд венчания в Александровском Подворье, в самом центре старого Иерусалима, примерно в семидесяти метрах от Храма Гроба Господня — главной святыни всего христианского мира.

— Когда мы поженились, — рассказал глава семейства Анатолий Дмитриевич по возвращении, — о венчании и думать нельзя было: Татьяна — член партии, я вообще секретарь парткома… Потом не до этого было, детей растили. А недавно решили: вдруг она существует — эта загробная жизнь? Что же мы тогда будем болтаться там неприкаянные по одиночке, как ромашки в проруби? А мы хотим быть вместе вечно…

Оборотная сторона суеверий

О венчании люди придумали немало суеверий. Но, во-первых, как говорят священнослужители, на небеса еще попасть надо. Женщина, допустим, верующая, а ее избранник ни разу не причащался. Как он попадет в Царствие Небесное? По поводу «быть вместе» наши герои, пожалуй, тоже погорячились. Ведь если верить Евангелию, на небесах не будет ни мужского, ни женского пола, а «все будут как ангелы».

В первые постперестроечные годы, когда под видом демократии наступила повсеместная вольница, у новобрачных вошло в моду сразу после загса ехать в ближайший храм и венчаться: постоять с зажженной свечой под золоченой короной. Красиво и торжественно, не то что в районном загсе! Неважно, что через год-два молодые разбегались, в разделенных на двоих альбомах остались красивые фотографии с церковным антуражем.

Как это ни печально, слово «развенчание» в нашем лексиконе встречается все чаще. Только с начала года в Нижегородское главное епархиальное управление обратились около 800 пар с просьбой о развенчании. И, увы, эта цифра растет год от года. Член канонической комиссии Нижегородской епархии митрофорный протоиерей Владимир Романов, к примеру, считает, что это связано с кризисом института семьи.

— И причины эти в разрушении нравственных устоев, в попытках уничтожения духовности, предпринимавшихся в советское время, в потере страха Божия, — говорит отец Владимир. — Еще в массированном влиянии западной буржуазной культуры и образа жизни. А там осталось очень мало евангельского.
Некоторые государства вообще склоняются к нетрадиционной семье. И в брак европейцы стараются вступить годам к тридцати, когда уже встанут на ноги. Все эти процессы начинают проявляться и у нас…

— Развенчания как такового нет, «венцы» в церкви не снимают, — рассказывает наместник Михайло-Архангельского храма в Нижегородском кремле иерей Василий Спирин. — Есть официальное расторжение церковного брака, для осуществления которого необходим канонический повод. «Не сошлись характерами» — для церкви не причина. Мирские причины, такие как неспособность обеспечить семью, плохие отношения с родственниками, также не являются поводами для расторжения церковного брака.

По закону Божию

Наконец-то Русская православная церковь предложила упорядочить практику венчаний, проект общецерковного документа о готовящемся нововведении недавно был разослан во все епархии. В первых строках его подчеркивается, что «православный брак есть свободный союз мужчины и женщины православного вероисповедания, заключенный в соответствии с церковными определениями и государственным законодательством, освященный церковным венчанием». В связи с этим в странах, «где церковное венчание является законной формой совершения брака, регистрация брака совершается согласно государственному законодательству», а в остальных случаях «венчание совершается после государственной регистрации брака».

Также в документе оговаривается особое снисхождение к зарегистрированным, но невенчанным бракам и говорится «о недопустимости практики лишения причастия лиц, живущих в „невенчанном“ браке, и отождествления такового брака с блудом».

Вместе с тем отмечается, что церковь не может венчать зарегистрированные браки, если они не соответствуют каноническим нормам, как и давать благословение на расторжение брака, если союз расторгнут государством, но нет канонических поводов. Об этом говорил и отец Василий.

Среди причин, делающих допустимым расторжение церковного брака, в этом, одном из последних документов, опубликованных РПЦ, названы: монашеский постриг одного из супругов, супружеская измена — прелюбодеяние, отпадение супруга от православия, алкоголизм, тяжелые заболевания, в том числе психические, посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей, совершение женой аборта при несогласии мужа и др.

Разводные хлопоты

Вопросы разрешения на расторжение брака и вступление во второй брак находятся в компетенции правящего архиерея епархии. В нашем регионе это митрополит Арзамасский и Нижегородский владыка Георгий. Разрешение или благословление на повторный брак может дать только он. Священник в храме не имеет на это права. Не существует и обряда по прекращению церковного брака.

В церковь за разрешением вам придется обратиться только в том случае, если вы решили обвенчаться с новым избранником или избранницей. Если получили это разрешение, то можете обращаться в любой храм и обвенчаться. Благословление на второй брак получает та сторона, которая неповинна в распаде прежней семьи. РПЦ еще раз уточняет: не развенчание церковного брака, а таинство венчания для новой семьи. Подобные дела разбираются в епархиях.

Раньше, в синодальный период, их рассматривали в Петербурге — в Синоде. Вся Российская империя по этому вопросу писала только туда. Это было трудно — получить церковный развод. Еще и потому, что ждать приходилось долго — по три года, по четыре. И заключить второй брак было проблематично. Но и сейчас развестись перед Богом не так-то просто.

— Для начала расторгающие церковный брак должны прийти к дежурному священнику в Главное епархиальное управление, которое находится по адресу: улица Суздальская, 58 (на территории Карповской церкви. — Авт.), — рассказывает отец Василий. — Написать прошение и передать дежурному священнику. Месяца через два-три, когда подойдет очередь и если правящий архиерей сочтет довод достаточно весомым, вы получите письмо-подтверждение о том, что ваш церковный брак расторгнут…

Третьему не бывать

В Белоруссии, говорят, до недавних пор можно было венчаться три раза. Мол, вступил в церковный брак во второй раз, а второй супруг умер (умерла)…

— Только два! Третьему не бывать! — категорически возразил отец Василий. — В нашей церкви существует специальный второбрачный чин, при котором венчание совершается в менее торжественной обстановке, без возложения венцов, а в венчальном богослужении при этом звучит больше покаянных мотивов (в отличие от первобрачного чина, где более радости), оттого что не сохранили первый брак, нарушили обеты, волю Божию… Это в случае, когда оба из супругов второбрачны. Если же второбрачен только один из супругов, а второй венчается впервые, то процедура венчания проходит в первоначальном варианте.

Как известно, за измену в тюрьму не сажают. За то, что «муж мало получает, уйду к другому, более богатому», тоже к суду не привлекают. У нас даже за беспробудное пьянство, если ты никого не убил и не ограбил, срок не дают. Но церковь, которая считает, что существует Высший Суд, рассуждает по-другому. И своей волей наказывает того, по чьей причине брак распался. А на того из бывших супругов, кто проявил инициативу к разводу, духовник (или священник храма, который должен заинтересоваться обстоятельствами расторжения брака) накладывает епитимию. Он может на продолжительное время предписать, например, для чтения покаянный канон или усиление поста… Только по истечении срока епитимии человек может повенчаться вторично. Ведь не зря верующие люди говорят: первая жена — от Бога, вторая — от людей…

Никто специально не вел такой статистики, какие браки прочнее — по любви или по расчету, гражданские или церковные. И все же на вопрос о том, как противостоять разрушению семьи, отец Василий ответил так:

— Жить по заповедям Божиим, а не от ветра головы своея. Каждый должен понять, ведь это не просто так: захотел — повенчался, захотел — развенчался. Брак — это таинство. С Божественной благодатью не шутят. Не зря же в Евангелии сказано: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Татьяна ЧИНЯКОВА.

Кстати

В некоторых храмах существует предварительная запись даты и времени венчания, так проще для молодых. Венчать вас будет священник, на которого выпадет очередность треб. Записываются обычно за одну-две недели до торжества. Этого времени достаточно, чтобы исповедать грехи, покаяться, духовно очиститься для нового периода в своей жизни. Есть церкви, где такой записи не существует, и тут как повезет. Венчать будут после всех треб. Но здесь вы можете выбрать священника, если вдруг есть такая потребность.

Обряд венчания не совершается во вторник, четверг и субботу, накануне и в дни великих и церковных праздников, в посты — Великий (семь дней до Пасхи), Петров (второй понедельник после Троицы), Успенский (14 — 27 августа), Рождественский (28 ноября — 7 января), Святки (7 — 20 января), на Сырной неделе (одна неделя до начала Великого поста), на Пасхальной неделе (светлая седмица), 14 февраля (канун Сретения Господня), 6 апреля (канун Благовещенья Пресвятой Богородицы), канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи), канун дня Святой Троицы (49-й день после Пасхи),
День Святой Троицы, 10 и 11 сентября (канун и день Усекновения главы Иоанна Предтечи), 20 сентября (канун Рождества Пресвятой Богородицы), 26 и 27 сентября (канун и день Воздвижения Креста Господня), 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы).

К слову

В церкви теперь тоже свои расценки, поэтому за ритуал венчания вы должны будете заплатить — в нижегородских храмах это стоит приблизительно 2 тысячи рублей. И тот замечательный случай, когда выход бесплатный — печальная процедура расторжения церковного брака не стоит ни копейки.

Хотите — верьте

С утра в день венчания надо под порог положить замок: как молодые переступят порог, закрыть замок на ключ, ключ выбросить, а замок сохранить — на счастливую совместную жизнь!

Если перед венчанием молодые поклянутся в верности друг другу над колодцем, то их любовь будет вечной и бездонной.

Ни в коем случае нельзя тяжелые венцы придерживать над головами молодых — это считается чуть ли недействительным браком, дурным знаком. Поэтому он должен быть полностью одет на голову.

Если во время венчания свечи молодых горят ровно и плавно, то это к размеренной и счастливой жизни, а если потрескивают, то придется жить неспокойно.

Венчальные свечи надо сберечь и хранить всю жизнь дома. Существует поверье, что именно они помогают при трудных родах!

Полотенце, на котором стояли молодые на венчании, надо никому не давать и хранить дома всю жизнь. Это полотенце, рушник — символ длинной жизненной дороги для двух любящих сердец. Кстати, кто первым ступит на полотенце на венчании, тот и будет править семьей.

Во время венчания молодые не должны смотреть в глаза друг другу, иначе не приживутся вместе, это к супружеской неверности.

По завершении венчания в знак благодарности за совершенное таинство молодые должны отблагодарить церковь свежеиспеченным хлебом, завернутым в льняное полотенце.

После венчания перед праздничным столом молодых встречают родители, которые преподносят им пирог, а в ноги кидают хмель. Жених и невеста должны съесть пирог пополам. Пирог (хлеб, каравай)- символ любви и гармонии в семье, а хмель — на веселую жизнь.

А как у них?

У мусульман — никах…

Проводится этот обряд в доме невесты. Как правило, выбирают священный для приверженцев ислама день — пятницу. Приглашается имам — он рассказывает о сути никаха и о принципах семейной жизни. По Корану муж обязан содержать и оберегать жену и все свое семейство. Жена, будучи слабым и нуждающимся в защите созданием, подчиняется мужу, при этом ей отводится важная роль хранительницы домашнего очага и воспитательницы детей. Жениху напоминается о том, что Коран призывает к браку с единственной женой. Вообще-то не возбраняется иметь и четырех законных супруг, но при весьма коварном условии: «если будете справедливыми». Это означает, что от главы семейства требуется не только окружить женщин равной заботой, но и уделять им равное количество часов. Потенциальных многоженцев Коран предупреждает: справедливости вам не достичь, а потому довольствуйтесь семейным счастьем с одной супругой.

…а у иудеев — хупа

По иудаистской традиции свадебная церемония носит название хупа. Брак считается действительным, если он заключен между представителями одной веры. И брак, зарегистрированный государством между евреем (еврейкой) и представителем другой веры, не имеет силы для церкви.

По ашкеназскому обычаю (обычай европейских евреев) жених приходит в субботу перед свадьбой в синагогу и поднимается к Торе. Церемония начинается с благословения, затем жених надевает кольцо на палец невесты и произносит: «Вот, ты посвящена мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля».

После посвящения раввин или ведущий хупу читает ктубу и семь благословений, которые принято повторять по завершении трапезы в каждый из семи дней после свадьбы, столько дней длится праздник.

Следите за нашими новостями в удобном формате