Знакомая супружеская пара, прожившая законным браком в мире и согласии четверть века, накануне серебряной свадьбы неожиданно для всех родственников улетела в Израиль. И пока взрослые дети готовили подарки и поздравления, счастливые родители совершили обряд венчания в Александровском Подворье, в самом центре старого Иерусалима, примерно в семидесяти метрах от Храма Гроба Господня — главной святыни всего христианского мира.
— Когда мы поженились, — рассказал глава семейства Анатолий Дмитриевич по возвращении, — о венчании и думать нельзя было: Татьяна — член партии, я вообще секретарь парткома… Потом не до этого было, детей растили. А недавно решили: вдруг она существует — эта загробная жизнь? Что же мы тогда будем болтаться там неприкаянные по одиночке, как ромашки в проруби? А мы хотим быть вместе вечно…
Оборотная сторона суеверий
О венчании люди придумали немало суеверий. Но,
В первые постперестроечные годы, когда под видом демократии наступила повсеместная вольница, у новобрачных вошло в моду сразу после загса ехать в ближайший храм и венчаться: постоять с зажженной свечой под золоченой короной. Красиво и торжественно, не то что в районном загсе! Неважно, что через
Как это ни печально, слово «развенчание» в нашем лексиконе встречается все чаще. Только с начала года в Нижегородское главное епархиальное управление обратились около 800 пар с просьбой о развенчании. И, увы, эта цифра растет год от года. Член канонической комиссии Нижегородской епархии митрофорный протоиерей Владимир Романов, к примеру, считает, что это связано с кризисом института семьи.
— И причины эти в разрушении нравственных устоев, в попытках уничтожения духовности, предпринимавшихся в советское время, в потере страха Божия, — говорит отец Владимир. — Еще в массированном влиянии западной буржуазной культуры и образа жизни. А там осталось очень мало евангельского.
Некоторые государства вообще склоняются к нетрадиционной семье. И в брак европейцы стараются вступить годам к тридцати, когда уже встанут на ноги. Все эти процессы начинают проявляться и у нас…
— Развенчания как такового нет, «венцы» в церкви не снимают, — рассказывает наместник
По закону Божию
…
Также в документе оговаривается особое снисхождение к зарегистрированным, но невенчанным бракам и говорится «о недопустимости практики лишения причастия лиц, живущих в „невенчанном“ браке, и отождествления такового брака с блудом».
Вместе с тем отмечается, что церковь не может венчать зарегистрированные браки, если они не соответствуют каноническим нормам, как и давать благословение на расторжение брака, если союз расторгнут государством, но нет канонических поводов. Об этом говорил и отец Василий.
Среди причин, делающих допустимым расторжение церковного брака, в этом, одном из последних документов, опубликованных РПЦ, названы: монашеский постриг одного из супругов, супружеская измена — прелюбодеяние, отпадение супруга от православия, алкоголизм, тяжелые заболевания, в том числе психические, посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей, совершение женой аборта при несогласии мужа и др.
Разводные хлопоты
Вопросы разрешения на расторжение брака и вступление во второй брак находятся в компетенции правящего архиерея епархии. В нашем регионе это митрополит Арзамасский и Нижегородский владыка Георгий. Разрешение или благословление на повторный брак может дать только он. Священник в храме не имеет на это права. Не существует и обряда по прекращению церковного брака.
В церковь за разрешением вам придется обратиться только в том случае, если вы решили обвенчаться с новым избранником или избранницей. Если получили это разрешение, то можете обращаться в любой храм и обвенчаться. Благословление на второй брак получает та сторона, которая неповинна в распаде прежней семьи. РПЦ еще раз уточняет: не развенчание церковного брака, а таинство венчания для новой семьи. Подобные дела разбираются в епархиях.
Раньше, в синодальный период, их рассматривали в Петербурге — в Синоде. Вся Российская империя по этому вопросу писала только туда. Это было трудно — получить церковный развод. Еще и потому, что ждать приходилось долго — по три года, по четыре. И заключить второй брак было проблематично. Но и сейчас развестись перед Богом не
— Для начала расторгающие церковный брак должны прийти к дежурному священнику в Главное епархиальное управление, которое находится по адресу: улица Суздальская, 58 (на территории Карповской церкви. — Авт.), — рассказывает отец Василий. — Написать прошение и передать дежурному священнику. Месяца через
Третьему не бывать
В Белоруссии, говорят, до недавних пор можно было венчаться три раза. Мол, вступил в церковный брак во второй раз, а второй супруг умер (умерла)…
— Только два! Третьему не бывать! — категорически возразил отец Василий. — В нашей церкви существует специальный второбрачный чин, при котором венчание совершается в менее торжественной обстановке, без возложения венцов, а в венчальном богослужении при этом звучит больше покаянных мотивов (в отличие от первобрачного чина, где более радости), оттого что не сохранили первый брак, нарушили обеты, волю Божию… Это в случае, когда оба из супругов второбрачны. Если же второбрачен только один из супругов, а второй венчается впервые, то процедура венчания проходит в первоначальном варианте.
Как известно, за измену в тюрьму не сажают. За то, что «муж мало получает, уйду к другому, более богатому», тоже к суду не привлекают. У нас даже за беспробудное пьянство, если ты никого не убил и не ограбил, срок не дают. Но церковь, которая считает, что существует Высший Суд, рассуждает
Никто специально не вел такой статистики, какие браки прочнее — по любви или по расчету, гражданские или церковные. И все же на вопрос о том, как противостоять разрушению семьи, отец Василий ответил так:
— Жить по заповедям Божиим, а не от ветра головы своея. Каждый должен понять, ведь это не просто так: захотел — повенчался, захотел — развенчался. Брак — это таинство. С Божественной благодатью не шутят. Не зря же в Евангелии сказано: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Татьяна ЧИНЯКОВА.
Кстати
В некоторых храмах существует предварительная запись даты и времени венчания, так проще для молодых. Венчать вас будет священник, на которого выпадет очередность треб. Записываются обычно за
одну-две недели до торжества. Этого времени достаточно, чтобы исповедать грехи, покаяться, духовно очиститься для нового периода в своей жизни. Есть церкви, где такой записи не существует, и тут как повезет. Венчать будут после всех треб. Но здесь вы можете выбрать священника, если вдруг есть такая потребность.Обряд венчания не совершается во вторник, четверг и субботу, накануне и в дни великих и церковных праздников, в посты — Великий (семь дней до Пасхи), Петров (второй понедельник после Троицы), Успенский (14 — 27 августа), Рождественский (28 ноября — 7 января), Святки (7 — 20 января), на Сырной неделе (одна неделя до начала Великого поста), на Пасхальной неделе (светлая седмица), 14 февраля (канун Сретения Господня), 6 апреля (канун Благовещенья Пресвятой Богородицы), канун Вознесения Господня (
39-й день после Пасхи), канун дня Святой Троицы (49-й день после Пасхи),
День Святой Троицы, 10 и 11 сентября (канун и день Усекновения главы Иоанна Предтечи), 20 сентября (канун Рождества Пресвятой Богородицы), 26 и 27 сентября (канун и день Воздвижения Креста Господня), 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы).
К слову
В церкви теперь тоже свои расценки, поэтому за ритуал венчания вы должны будете заплатить — в нижегородских храмах это стоит приблизительно 2 тысячи рублей. И тот замечательный случай, когда выход бесплатный — печальная процедура расторжения церковного брака не стоит ни копейки.
Хотите — верьте
С утра в день венчания надо под порог положить замок: как молодые переступят порог, закрыть замок на ключ, ключ выбросить, а замок сохранить — на счастливую совместную жизнь!
Если перед венчанием молодые поклянутся в верности друг другу над колодцем, то их любовь будет вечной и бездонной.
Ни в коем случае нельзя тяжелые венцы придерживать над головами молодых — это считается чуть ли недействительным браком, дурным знаком. Поэтому он должен быть полностью одет на голову.
Если во время венчания свечи молодых горят ровно и плавно, то это к размеренной и счастливой жизни, а если потрескивают, то придется жить неспокойно.
Венчальные свечи надо сберечь и хранить всю жизнь дома. Существует поверье, что именно они помогают при трудных родах!
Полотенце, на котором стояли молодые на венчании, надо никому не давать и хранить дома всю жизнь. Это полотенце, рушник — символ длинной жизненной дороги для двух любящих сердец. Кстати, кто первым ступит на полотенце на венчании, тот и будет править семьей.
Во время венчания молодые не должны смотреть в глаза друг другу, иначе не приживутся вместе, это к супружеской неверности.
По завершении венчания в знак благодарности за совершенное таинство молодые должны отблагодарить церковь свежеиспеченным хлебом, завернутым в льняное полотенце.
После венчания перед праздничным столом молодых встречают родители, которые преподносят им пирог, а в ноги кидают хмель. Жених и невеста должны съесть пирог пополам. Пирог (хлеб, каравай)- символ любви и гармонии в семье, а хмель — на веселую жизнь.
А как у них?
У мусульман — никах…
Проводится этот обряд в доме невесты. Как правило, выбирают священный для приверженцев ислама день — пятницу. Приглашается имам — он рассказывает о сути никаха и о принципах семейной жизни. По Корану муж обязан содержать и оберегать жену и все свое семейство. Жена, будучи слабым и нуждающимся в защите созданием, подчиняется мужу, при этом ей отводится важная роль хранительницы домашнего очага и воспитательницы детей. Жениху напоминается о том, что Коран призывает к браку с единственной женой.
Вообще-то не возбраняется иметь и четырех законных супруг, но при весьма коварном условии: «если будете справедливыми». Это означает, что от главы семейства требуется не только окружить женщин равной заботой, но и уделять им равное количество часов. Потенциальных многоженцев Коран предупреждает: справедливости вам не достичь, а потому довольствуйтесь семейным счастьем с одной супругой.…а у иудеев — хупа
По иудаистской традиции свадебная церемония носит название хупа. Брак считается действительным, если он заключен между представителями одной веры. И брак, зарегистрированный государством между евреем (еврейкой) и представителем другой веры, не имеет силы для церкви.
По ашкеназскому обычаю (обычай европейских евреев) жених приходит в субботу перед свадьбой в синагогу и поднимается к Торе. Церемония начинается с благословения, затем жених надевает кольцо на палец невесты и произносит: «Вот, ты посвящена мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля».
После посвящения раввин или ведущий хупу читает ктубу и семь благословений, которые принято повторять по завершении трапезы в каждый из семи дней после свадьбы, столько дней длится праздник.