В последние годы в нашей стране, как известно, взят курс на облегчение наказания для граждан, совершивших экономические преступления. Была даже объявлена амнистия для предпринимателей, впервые осужденных по нетяжким статьям экономического блока УК. Правда, было прощено мизерное число осужденных бизнесменов. Индивидуальному предпринимателю из Первомайска Игорю Скворцову не удалось попасть в этот «освободительный» процесс.
Жертва конкуренции
Сам Игорь Николаевич считал, что его бизнес, связанный с грузовыми и пассажирскими перевозками, долгие годы процветал. Кроме того, он владел автозаправкой, строительство второй должно было
Возбуждение в отношении его уголовного дела по статье «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» было для Скворцова громом среди ясного неба. Причиной всему, уверяет Игорь Николаевич, послужили корыстные цели недобросовестного конкурента, его ложные доносы.
та история закончилась судом, по приговору которого Скворцов отправился в места не столь отдаленные. В общей сложности ему пришлось провести за решеткой два года и два месяца. Всем понятно, как тяжело оказаться на зоне невиновному человеку. Но это отдельная история.
О том, что он ни в чем не виноват, Игорь Николаевич писал во все инстанции и в конце концов ему несказанно повезло. Правосудие признало незаконность приговора и оправдало бизнесмена, и он был полностью реабилитирован. По действующему законодательству государство должно вернуть оправданному заработок, который тот мог бы иметь на свободе за время незаконного пребывания в заключении.
— По реабилитации районный суд вынес решение о частичном возмещении предпринимателю ущерба. С Минфина были взысканы денежные средства в счет возмещения утраченного заработка, а также средства, потраченные им на оказание юридической помощи, — всего на сумму 1 миллион 700 тысяч рублей, — рассказывает помощник судьи Первомайского районного суда Марина Крылова.
Из-за колючки управлять сложно
Однако сумма, которую предпринимателю заплатило государство за свою ошибку (ведь все приговоры у нас выносятся с формулировкой «именем Российской Федерации»), Игоря Николаевича не удовлетворила.
— За время, проведенное мной в заключении, я потерял весь свой бизнес, и это может быть подтверждено независимым
Получив 1,7 миллиона рублей после реабилитации, Игорь Николаевич предъявил солидный иск Минфину, предоставив подробные расчеты своих потерь.
— Сейчас общая сумма его исковых требований составляет 17 миллионов рублей, — говорит Марина Крылова.
Специфика индивидуального предпринимательства такова, что человек должен управлять всеми делами лично. Поэтому с момента заключения Скворцова его бизнес стал приходить в упадок. Ситуация усугублялась тем, что на тот момент у него имелись кредитные обязательства перед банком и поставщиками, которые он обязан был выполнять независимо от сложившихся обстоятельств.
Как только за Игорем Николаевичем захлопнулась дверь камеры, банк потребовал досрочного погашения кредита в сумме более 6 миллионов рублей.
Но
Но так как имущество находилось под залогом у банка, Скворцов не имел возможности реализовать его по своему усмотрению. И все было продано на невыгодных для Игоря Николаевича условиях. С молотка пошли автозаправка, грузовики, автобус и прочее. В итоге, выйдя на свободу, ранее преуспевающий бизнесмен оказался полностью разоренным.
— До сих пор я не имею возможности возобновить свое дело, не могу взять кредит, поскольку судим и у меня нет никакого имущества, которое бы я мог заложить, — констатирует Скворцов.
Он посчитал, что имеет право требовать возмещения от государства убытков и упущенной выгоды.
Считать замучаешься
Однако представитель Минфина в суде заявил, что само министерство никаких убытков бизнесмену не причиняло. Суд же посчитал недоказанным, что денежные средства, которые Скворцов просит взыскать с ответчика, являются упущенной выгодой, тем более имущество он распродавал сам. В итоге в выплате предпринимателю требуемой суммы было отказано. По словам Марины Крыловой, это решение суда еще не вступило в законную силу и, скорее всего, будет обжаловано истцом.
— Согласно статье 135 УПК реабилитированному возмещается, в частности, зарплата, пенсия и пособия, а также другие средства, которых он лишился в результате уголовного преследования, — разъясняет нижегородский адвокат Виктор Козлов. — Практика здесь обширная, и есть дела, которые доходили до Верховного суда, и реабилитированным предпринимателям в конце концов присуждалось возмещение, которое их удовлетворяло. Естественно, те бизнесмены, которые ранее утаивали свои доходы, на это не могут претендовать. Так, показательно дело реабилитированного смоленского предпринимателя. Ему не удалось доказать свой доход, поскольку он его скрывал. И суд посчитал ему возмещение зарплаты за время заключения по среднемесячной зарплате в регионе. Всего он получил 1,5 миллиона рублей. А вот другому предпринимателю Верховный суд взыскал заработок по той сумме, что незаконно осужденный представил в своей декларации о доходах еще до своего заключения под стражу.
Однако, по мнению адвоката, законодатель не предусмотрел возмещение реабилитированному так называемой упущенной выгоды.
— Дело в том, что ее очень трудно подсчитать. Ведь это, по сути, журавль в небе, — считает Виктор Николаевич. — Например, бизнесмен перед своим задержанием подписал предварительное протокольное соглашение о совершении сделки. Но ведь это совсем не значит, что его партнер через месяц не отказался бы от ее заключения.
Что касается взаимоотношений заемщика, отбывающего наказание, с
Ольга МАКАРОВА.
(Фамилия и имя героя материала изменены.)
Компетентно
Наталья НИКУЛЬНИКОВА, начальник управления разработки и контроля процессов взыскания департамента проблемных активов ВТБ24:
— Все зависит от конкретной ситуации и платежеспособности клиента. Если погашений по кредиту не происходит, банк взыскивает задолженность через суд с последующим предъявлением исполнительного документа в службу судебных приставов по месту нахождения имущества должника или по месту отбывания им наказания. Пребывание в местах лишения свободы не является основанием для освобождения от уплаты долга по кредиту. Поблажек для подобных клиентов не предусмотрено.
Поручители заключенного должны погашать кредит, так как обычно несут солидарную или субсидиарную ответственность. Родственники — только если они являются участниками кредитной сделки: поручителями, залогодателями, созаемщиками. Если у сидельца имущество было в залоге у данного банка, то банк будет настаивать на реализации этого имущества в счет погашения кредита, так как заложенное имущество выступает в качестве обеспечения по кредиту.