Покупая два года тому назад в магазине «Эльдорадо» бытовую технику, жительница районного городка Наталья К. опрометчиво оформила двухлетний кредит в
Ловушка для лоха
— В нынешнем июле кредит был благополучно погашен, — вспоминает Наталья. — А пару дней назад стали звонить из
Оказалось, накопилась плата за ежегодное обслуживание карты в размере 369 рублей в год плюс штрафные санкции за вовремя невнесенную сумму — в итоге требуемая сумма составила 1124 рубля.
Затем в почтовом ящике обнаружилось письмо: «Информация по кредиту на
Получается, сумму ежегодного обслуживания карты банк списал с лимитного счета, которым женщина никогда не пользовалась. Причем
— При заключении договора нас никто не предупредил, что следовало закрывать счет и карту. Главное, SMS про погашение кредита приходила как по часам, а здесь тишина! Сумма, конечно, небольшая. Но обидно попасть по незнанию в кредитную ловушку, да еще по причине декрета сидя без работы! — говорит без вины виноватая заемщица.
На крючок попался сам
Но иной раз в расставленные ловушки попадается не жертва, а сам охотник.
Похожее дело рассматривал в прошлом году судебный участок № 4 Павловского района: иск о взыскании комиссии в размере 10 036 рублей 98 копеек за обслуживание счета потребительской карты возбудил сам
Но в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что кредитная организация обязана определять в договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику. В расчет должны включаться платежи заемщика, связанные с заключением и исполнением кредитного договора. Банк обязан включить в расчет полной стоимости кредита платежи заемщика, в том числе плату за обслуживание счета потребительской карты.
Поэтому суд не только удовлетворил требования о признании кредитного предложения ничтожным — в пользу ответчицы были взысканы денежные средства, уплаченные за обслуживание счета потребительской карты по соглашению о кредитовании. Судебные издержки в виде госпошлины также взыскали с банка.
Елена КОРНЯКОВА.
Мнение
Михаил БЕЛОВ, начальник экономического управления Главного управления Банка России по Нижегородской области:
— Центробанк проводит работу по исключению из условий договоров скрытых комиссий, и в большинстве случаев недобропорядочные уловки исчезли, но проблемы написания существенных условий договора мелким шрифтом в углу все еще существуют.
Многочисленные жалобы свидетельствуют: люди не читают то, что подписывают. Хотя осмысление содержания документа — обязанность любого потенциального клиента банка. Если при прочтении договора возникают вопросы, их нужно обязательно задать и постараться получить максимально понятные ответы. Не стесняйтесь просить копии документов с собой, чтобы проконсультироваться со знающим юристом во избежание судебных разборок с банком.
Порой надзорный орган ничем не может помочь жалобщикам именно потому, что с юридической точки зрения, подписав документ, люди уже совершили определенный акт.