Под датой оной

Под датой оной

В минувший понедельник мы в девятый раз отметили как бы новый государственный праздник — День народного единства, учрежденный в том числе и по инициативе Нижегородской области. Ведь именно отсюда родом вождь народного ополчения, которое в 1612 году освободило Москву от иноземного нашествия — Кузьма Минин.

Суть не в дне

Девять с лишним лет назад, когда в федеральном правительстве обсуждалась точная дата празднования и все яснее вырисовывалась кандидатура четвертого ноября, в конференц-зале «Нижегородских новостей» был собран круглый стол. Видные ученые, политики и общественные деятели высказали свое мнение и даже слегка схлестнулись по поводу обоснованности той или иной даты. Шутка ли — событие всероссийского масштаба, тут точность необходима.

Судя по всему, нижегородские дебаты, словно в небольшом зеркале, отразили основные сюжеты обсуждений, проходивших на правительственном уровне.
Не называя имен, ученые беспристрастно изложили факты: именно в день 4 ноября, но новому стилю вообще никаких исторических событий, существенных для страны, не происходило. Если даже иметь в виду коррекцию календаря в связи с «накопившимися» днями, то по григорианскому календарю 1 ноября 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, а гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Впрочем, историки не считают произошедшее кульминацией тех военных событий, да и летописцы-современники уделили взятию Китай-города всего одну строчку! А вот подписание капитуляции произошло аж пятого ноября по григорианскому календарю, сдача гарнизона — еще на день позднее. Более того, Смута вместе с этим отнюдь не закончилась. Да и Михаил Романов был коронован лишь в феврале следующего года.

Так что, выходит, привязка к дате 4 ноября, как ни корректируй, весьма условная.

Примечателен аргумент в пользу празднования 4 ноября как день Казанской иконы Божией Матери, чудотворившей (в летописях не говорится о чем-либо конкретном) во время взятия Москвы. Однако особого почитания иконы тогда не было. А вот в 1632 году началась война с Речью Посполитой, и «ополченческая» Казанская довольно неожиданно обрела храм. Предполагалось, что икона и тут «приведет войска к победе»… Впрочем, поражение России в войне на почитании иконы никак не отразилось, а когда в 1648 году в царской семье родился первенец, царевич Дмитрий, важнейшее для династии событие было воспринято как знак особого покровительства Царицы Небесной царской семье. И в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным праздником, который отмечался вплоть до 1917 года.

Кстати, интересно, что поначалу «чудо» соотносилось с совершенно другим святым именем. О чуде в ночь на 1 ноября по новому стилю говорилось, что Арсению Елассонскому, архиепископу Архангельскому, явился Сергий Радонежский и предрек «очищение Кремля».

Иные собеседники высказались в духе «Да что вы спорите, хороший ведь праздник, объединяющий, какая разница, когда его отмечать, днем раньше или днем позже». Историки резонно возмутились, и тот круглый стол закончился не слишком тепло…

А простые слушатели задумались.

Начинают с календаря

Календарные реформы известны человечеству со времен его отрочества. Римляне переименовали греческих богов и связанные с ними праздники.
Христианизация «отменила» языческих персонажей и их культы. 1 января 1700 года Петр I произвел реформу календаря, и Россия перешла на европейский отсчет годов — от Рождества Христова. Великая французская революция переименовала месяцы, Великая Октябрьская ввела новый календарь. Кстати, в 1939 году в СССР была инициатива, аналогичная французской: предлагалось переименовать… месяцы. Прокати сия идея — и жили бы мы в месяцы имени Маркса, Революции, Свердлова, Советской конституции, Жатвы, Мира, Коминтерна, Энгельса, Великой революции и Сталина…

Изменение точки отсчета, желание новой изначальности и уничтожение старых вех нормально для новых идеологий. Любая государственная реформа не оставляла календарь без внимания. Но, что особенно интересно, все понимали, что пахать по живому глупо и непродуктивно, а вот методика замены, вытеснения путем наложения на старую дату нового смысла, кстати, сходного с предыдущим, применялась очень активно.

Например, традиция праздновать Рождество Христово наложилась на день «непобедимого солнца» (зимнего солнцеворота), он же праздник Митры 25 декабря.

Практика «смены» праздников — норма для смен власти. В новой России, в недавние годы упорядочения государственной мифологии, первые дни ноября вызвали некоторое идеологическое топтание. День Великой Октябрьской революции сначала переименовали в День согласия и примирения, оставив дату и заменив суть, а затем заменили Днем народного единства, который, говоря грубо, уже когда-то имелся в виду как праздник в связи с днем почитания иконы Казанской Божией Матери.

Возникает вопрос: а что же было в России до Казанской в первые дни ноября?

Отмирание старого

Собственно, на Руси в дохристианские времена ничего особенного не было. Но если иметь в виду, что полторы тысячи лет назад на религию славян оказали значительное влияние кельты, да и наличествует масса пересечений с германо-скандинавской мифологией, можно обратиться и к засевшей в архаическом сознании кельтике. А в дохристианскую эпоху в начале ноября на Британских островах праздновали Самайн — праздник последнего месяца осени, окончания уборки урожая. Праздновался он в течение недели. Кстати, Самайн не имел ничего общего с Хэллоуином (кануном Дня всех святых): семантику «языческого праздника, связанного с мертвыми» ввели уже католические монахи. В чистом виде наступление самого темного времени года считалось поворотным моментом годового колеса, и в ночь с 31 октября на 1 ноября отмечали смерть и перерождение мира.

Согласитесь, день отмирания старого и зарождения нового отлично подходит для отмены старых и утверждения новых праздников, поворотных для идеологии.

Уже в наше время критики советского режима с упоением проводили аналогии главного праздника социалистической революции с «праздником смерти», «днем ужасов и нечисти». Для сознания тех, кто не признает ни языческую, ни католическую, ни советскую традиции, это вполне обоснованно.

Мария ФЕДОТОВА.

Справка «НН»

Непосредственной причиной введения Дня народного единства была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года. Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы. 29 сентября 2004 года патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил патриарх Алексий.

Кстати

В отличие от нынешнего года в 2014 году праздновать День народного единства можно будет не три, а четыре выходных дня. Но вот новогодние каникулы теперь будут сокращены.

Официальные выходные дни с 1 по 8 января. Выходной 4 января перенесен на пятницу 2 мая, а выходной 5 января — на пятницу 13 июня. 31 декабря
2013 года выпадает на вторник и является обыкновенным рабочим днем.

В 2014 году 23 февраля выпадает на воскресенье. В соответствии с законом при таком совпадении выходной должен переноситься на следующий после праздничного дня рабочий день, то есть на понедельник, 24 февраля. Однако на этот раз выходной с понедельника 24 февраля переносится на другой понедельник, 3 ноября.

Как и 23 февраля, 8 марта выпадает на выходной день — на субботу. Поскольку правительство не внесло никаких корректировок, то мы будем отдыхать три дня подряд: выходной автоматически переносится на понедельник 10 марта.

1 мая в 2014 году выпадает на четверг, на пятницу 2 мая переносится январский выходной. Так что мы получим четыре выходных дня в честь Праздника весны и труда. 9 мая выпадает на пятницу. Мы будем отдыхать три дня подряд, с пятницы по воскресенье включительно. Таким образом, майские праздники в 2014 году окажутся несколько короче, чем в 2013-м.

12 июня, День России, в 2014 году выпадает на четверг. Отдыхать будем четыре дня подряд, поскольку на пятницу 13 июня переносится еще один январский выходной.

Последним праздником 2014 года станет День народного единства. На этот раз 4 ноября выпадает на вторник. Освободится целых четыре дня. Выходной с понедельника 24 февраля, напомним, переносится на понедельник 3 ноября.

Следите за нашими новостями в удобном формате