Зачем артисту лезть под стол?

Зачем артисту лезть под стол?

В День народного единства в Нижний Новгород «приехал» новый фильм сценариста и режиссера Александра Велединского «Географ глобус пропил», снятый по нашумевшему роману Александра Иванова. Лента, хоть и снятая в Перми — именно там, согласно роману, происходят описываемые события, — является определенно нижегородским продуктом.

«Нащупали» друг друга

Во-первых, и Велединский, и Иванов — урожденные нижегородцы. Во-вторых, атмосфера фильма отличается особым горьким соседством нежнейшей душевности с мертвящей черствостью на общем фоне пьянящего «пофигизма вопреки». Сия причудливая смесь присуща во многом и характеру нижегородскому. Это с удивлением отмечали зрители на предпремьерном показе, который состоялся в кинотеатре «Октябрь». Вниманию читателей мы предлагаем интервью с автором фильма Александром Велединским и актером Константином Хабенским, исполнившим главную роль того самого географа — учителя Виктора Служкина.

— Как ваш выбор пал на это произведение?

Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ: — Это не был мой выбор. То есть он мой в том плане, что я согласился. Дело в том, что после «Живого», снятого в 2006-м, мне поступало много предложений, но я от всех отказывался. И вот мне позвонил Валера Тодоровский и спросил, знаю ли я Иванова, а именно его книгу «Географ глобус пропил». Иванова я знал, но как раз до «Географа» руки не дошли. «Почитай, — сказал Валера, — и скажи, хочешь ли ты снять по ней фильм». Я книгу купил, и в тот же вечер позвонил Тодоровскому и сказал: «Да, конечно, хочу!»

— Насколько комфортно вам работалось друг с другом?

Константин ХАБЕНСКИЙ: — Период подготовки к фильму у меня был невелик, ведь я параллельно снимался в других проектах, так что прилетал к Саше на пробы в состоянии некоего безумия. Уже в Перми мы начали «нащупывать» друг друга, проверять, и вдруг внутри раздался щелчок — и начали общаться на новом уровне. Саша едва начинал фразу, а я уже понимал, что он хочет сказать…

А.В. — И наоборот. Во второй съемочный день мы работали над сценой, где Служкин первый раз приходит в школу. Это длинная сложная сцена, которая заканчивается тем, что разъяренный педагог начинает орать на класс: «Встать! Сесть! Встать!» А дети вставали и садились очень вяло, неохотно: специально таких непугливых, раскованных и отбирали, чтобы они на съемках ничего и никого не боялись — ни звезд, ни режиссера, ни камеру, но тут это вышло боком. Отошли мы с Костей посовещаться, а он и говорит: «А давай я под стол залезу!» И знаете, сработал эффект неожиданности, ребят встряхнуло.

Учитель на все времена

— Не кажется ли вам, что эта книга в некотором смысле вчерашний день? Такого человека, как Виктор Служкин, легкомысленного, выпивающего, вряд ли сейчас допустили бы до образования, и вообще, насколько известно, к писателю Иванову в педагогических кругах относятся очень неодобрительно…

А.В.: — Ну, не знаю. Мы снимали фильм в Закамской школе № 1, и нам помогали там все, а в день пермской премьеры люди из этой школы произносили немало слов благодарности. Фильм не критика учителей или школы, но выражение сочувствия к этим людям и возмущения существующим положением дел.
Знаете, какая средняя зарплата у учителей в Перми? Пятнадцать тысяч в месяц. А два года назад выпускник пединститута мог рассчитывать на пять. Пять тысяч!.. В Южно-Сахалинске к нам подошла заслуженная учительница РСФСР и сказала: «Вы показали, каким не должен быть учитель, но каким должен быть человек». Второе, как мне кажется, намного важнее.

Мы перенесли действие фильма в наше время, причем по достаточно простой причине: нам было проще подстроиться под сегодняшних детей, чем изменить выражение их глаз. Современные школьники думают о другом, они глядят совершенно иначе, чем двадцать, пятнадцать лет назад. А такой учитель мог жить и в девятнадцатом, и в двадцать втором веке… Мы показывали «Географа» на «Кинотавре», в Австралии, в Торонто, и зрители всего мира говорили: «Это кино про нас».

— Были ли в вашей жизни похожие учителя, персонажи, ситуации?

К.Х.: — Слава богу, есть до сих пор подобные лица, которые внедряются в мою жизнь и «распиливают» ее относительно вопроса «Быть или не быть?». Это было и в начальной школе, и в институте, есть и сейчас.

— Так сложилось, что сейчас работать в школу идут, как правило, те, кто больше нигде не сумел пристроиться, реализоваться — по сути, неудачники.

К.Х.: — Неудачники? Нет, я так не думаю. Многие мои знакомые актеры работают за зарплату в пять тысяч рублей в месяц. Они приходят в театр каждый день, репетируют, вечером играют спектакль. И это не неудачники, а люди, которые занимаются своей профессией. Я сам точно так же начинал.

А.В.: — Конечно, проблема есть. Она идет от наследия тех времен, когда самые важные для общества профессии — врач и учитель — были дискредитированы. Я заканчивал школу № 53, что на Бекетовке, в 1976 году. Там из учителей мужчины были только физкультурник и историк. Ну и трудовик, конечно. Но персонаж Кости — абсолютно счастливый человек. Наверное, такова наша российская ментальность: можно быть счастливым, ничего не имея.

Мария ФЕДОТОВА.
Фото автора.

Справка «НН»

Константин ХАБЕНСКИЙ — актер театра и кино, народный артист России. Родился в 1972 году в Ленинграде. Учился в техникуме авиационного приборостроения и автоматики, работал полотером, дворником, уличным музыкантом. В 1990 году поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Работал на телевидении. Снимался в фильмах «Хрусталев, машину!», «Женская собственность», «Статский советник», «Ночной дозор» и «Дневной дозор», «Адмиралъ», «Иронии судьбы. Продолжение» и др., в сериалах «Убойная сила», «Белая гвардия». Состоит в труппе МХТ им. Чехова. Основатель благотворительного фонда для детей, больных раком.

Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ — сценарист и режиссер. Родился в 1959 году в Горьком. В 1981 году окончил Горьковский политех по специализации электрооборудование судов. В 1993 — 1995 гг. учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Соавтор сценариев телесериалов «Дальнобойщики», «Бригада», «Закон». Автор сценария и режиссер фильмов «Русское», «Живой» и др.

Кстати

Предпремьерный показ фильма «Географ глобус пропил» в Нижнем Новгороде был благотворительным. Средства, вырученные от продажи билетов, пойдут на лекарства для нижегородской девочки-подростка, страдающей острым лимфобластным лейкозом.

Следите за нашими новостями в удобном формате