Камо грядеши?


Портрет молодого человека на фоне нынешней преступности
Преступное поведение и как его предотвратить - этой теме будет посвящена Международная научно-практическая конференция, которая состоится на днях в Нижегородском госуниверситете им.Н.А.Лобачевского. В преддверии конференции социологи провели опрос учащейся молодежи - 542 нижегородских юношей и девушек и попытались ответить на столь важным сегодня для нашего общества вопрос.
Почему молодежи? Потому что она - завтрашний день нашего общества. Пока дети малы и зависимы от нас, мы можем влиять на них, опираясь на родительский авторитет, меньше - на подростков, что касается юношества, то оно, скорее всего, уже живет своим умом и, добавим, учит жить по-новому среднее и старшее поколения. Пришедшая из глубины веков фраза "не та молодежь пошла!" верна сегодня как никогда. Отцы и деды еще живут по нормам и правилам советского общества, но их дети и внуки с пеленок формируются в новом обществе. Это коренное изменение социальной среды, идеологии, мировоззрения и нравов хорошо видно в облике молодого поколения и создает большие проблемы в преемственности поколений.
Учителей у подрастающего поколения много: родители, школа, СМИ, армия, "тусовка" и т.д. Ощущает ли молодежь на себе их благотворное или разлагающее воздействие на сознание и поведение?
Поколение родителей - естественные воспитатели своих детей и внуков. К чести последних, свыше 95% из них однозначно утверждают, что мамы учат их чаще хорошему, чем плохому. В отношении отцов такие слова исходят из уст 85% опрошенных (у остальных просто в семье нет отцов). Но большинство молодежи своих родителей не считают образцом для подражания. Например, в будущем иметь такую же семью, как у их родителей, хотели бы менее 20% учащихся, и эта цифра остается удивительно стабильной последние 30 лет! В советское время чуть ли не каждая четвертая семья учащихся признавалась школьными учителями педагогически недееспособной. И нет никаких оснований утверждать, что с тех пор положение в семейном воспитании улучшилось. Отрицание жизненного опыта, образа жизни родительской семьи - характерная черта нового поколения.
Не только семья и школа воспитывают подрастающее поколение. Кто еще сеет разумное, доброе, вечное в неокрепших душах старшеклассников, учащихся ПТУ, техникумов и студентов младших курсов вузов города? Взойдут ли семена добрыми ростками или чертополохом? В табл. 1 представлен далеко не полный список "воспитателей", которые учат молодежь добру и... злу, кто чему может! По каждой строке сумма не равна 100%, поскольку часть опрошенных либо колеблется, либо не ощущает на себе влияния этих представителей общества.
Таблица 1
Направленность воздействия на молодежь со стороны "воспитателей", %
&
"воспитатели", Чаще учат..., , , "воспитатели", Чаще учат...
, добру злу, , добру злу
&
Отец, 85, 2, Милиция, 21, 25,
Мать, 95, 1, Российская армия, 30, 28
Друзья по учебе, 47, 18, Ваша уличная тусовка, 26, 32
Учителя, 78, 5, Политики, 9, 34
Церковь, 61, 3, Пресса, 21, 27
Телевидение, 19, 39, Спортивные секции, 86, 2
Дискотеки, 16, 37, Тюрьмы и колонии, 5, 53
Занятия художеств. самодеятельностью, 57, 4, Занятия общественной работой, 45, 6
Звезды эстрады, 15, 23, Театры,, музеи,, выставки, 77, 3
Художественная литература, 71, 4, Преподаватели ПТУ,, техникума, вуза..., 73, 5
&
С точки зрения молодежи, на них явно положительно влияют учителя школ и преподаватели ПТУ, техникумов, вузов. Такой высокий процент положительных оценок - бальзам на душу педагогической интеллигенции. Очень благотворно влияние на развитие личности (а не только на здоровье) оказывают занятия в спортивных секциях (занимаются около трети опрошенных) и художественной самодеятельности, а также занятия общественной работой, чтение художественной литературы. Такие учреждения культуры, как театры, музеи, выставки в глазах молодежи выглядят КУЛЬТУРНЫМИ(!) учреждениями. Плохому не учит церковь.
Казалось бы, вот они субъекты развития личности подрастающего
поколения, вложи в них средства, и они сделают свое доброе дело,
и юноши и девушки будут вести себя по общепринятым и одобряемым
правилам!
Друзья по учебе чаще оказывают друг на друга положительное влияние, чего не скажешь про уличные тусовки, в которых ребята выходят из-под контроля со стороны взрослых, и тон в них чаще задают, как говорят в американских фильмах, "плохие парни".
Мнения о российской армии как "школы жизни, школы мужества" разделились на три равные части: треть считает, что современная российская армия учит хорошему, столько же занимают диаметрально противоположную позицию, еще треть не имеет собственной позиции.
Находится немало социальных институтов, которые, по словам большинства опрошенных, оказывают чаще негативное влияние на сознание и поведение юного поколения. Это, конечно, телевидение, самый распространенный источник антикультуры. Так считают 39% учащейся молодежи Н.Новгорода. Афоризм из Интернета: "Выключил телевизор и в комнате стало как то чище".
По мнению более половины молодых людей, наши исправительные(?) учреждения тоже можно считать "университетами антикультуры". Иногда слушая, как молодые люди и девушки "ботают по фене" и оскверняют матом городскую атмосферу, трудно определить, находишься ты на "зоне" или на гуляешь по Большой Покровке. Тюрьмы, исправительные колонии, другие подобные заведения являются не только рассадниками туберкулеза в стране, но и рассадниками враждебных, извращенных, агрессивных отношений между людьми в обществе, живущим по законам джунглей.
Молодежь хорошо "мазнула" политиков. В молодежном сознании вершители наших судеб и России в целом выглядят растущей по численности группой лжецов и коррумпированных депутатов и чиновников.
Как жить в обществе? Ладить или враждовать с окружающими людьми? Ответ, вообще говоря, для христианского мира давно известен из 10 заповедей. Правила "Как жить в ладу с собой и миром?" содержатся
в моральных принципах, наконец, в законах государств. Они содержатся также в многочисленных поговорках, пословицах, наставлениях... Но в последних порой даются взаимоисключающие советы о характере взаимодействия людей друг с другом. Полюса этого взаимодействия - агрессия и мир, эгоизм и альтруизм, соперничество и сотрудничество, любовь и ненависть, законопослушное или преступное поведение. Прибегнем к языку пословиц, чтобы зондировать установки молодых людей начала XXI века на отношение к себе подобным и к обществу в целом. Что они принимают за образец отношения с людьми, а что отвергают.
Результаты опроса говорят о том, что примерно четверть подростков и молодых людей еще не научились различать добро и зло, что в поведении людей хорошо и что плохо. Среди остальных гуманное отношение к окружающим людям не всегда завоевывает большинство молодых сердец (см. табл. 2).
Хорошо, что 60% опрошенных изначально дружелюбны к незнакомым людям друзей. Однако жизненный опыт 17% опрошенных говорит им о том, что такое отношение пагубно! Становление рыночных отношений в России привело к том, что мы стали судить о человеке лишь по его состоятельности. 28% молодых людей полагают, что для того, чтобы добиться успеха в жизни, нужно действовать по принципу "не обманешь - не проживешь", эти же молодые нижегородцы считают, что "деньги не пахнут" и неразборчивы в средствах обогащения. Гораздо большее число опрошенных (43%) в сфере морали исповедует принцип "наглость - второе счастье!" Носителями таких принципов взаимоотношений с окружающими людьми оказываются чаще юноши, а если смотреть по учебным заведениям, то учащиеся ПТУ и техникумов. В старших классах школы и младших курсов вузов контингент более благополучный..
Таблица 2
Согласие (несогласие) молодежи с некоторыми принципами взаимоотношений
людей в обществе , % по строке
&
Принципы,, советы,, наставления..., Не согласны, Не знаю, Согласны
&
Человек человеку друг, 17, 23, 60
Не обманешь - не проживешь, 46, 26, 28
Деньги не пахнут. Не важно,, как они тебе достались, 48, 24, 28
Государство должно жестко контролировать поведение своих граждан, 30, 22, 48
Наглость - второе счастье, 37, 20, 43
Чтобы быть свободным,, нужно подчиняться законам, 30, 25, 45
Моя свобода кончается там,, где начинается свобода другого человека, 40, 31, 29
Чем суровее наказания нарушителей законов,, тем больше порядка будет в стране, 21, 22, 53
&
40% опрошенных не приемлют основного тезиса либерализма: "Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека". Потакая своему эгоизму, они не готовы к самоограничению, чтобы не залезать в пространство другого человека и не мешать ему, идти на компромисс и ожидать этого же от окружающих. Но если не удается успешно социализировать подрастающее поколение, то, чтобы общество не развалилось от конфронтации людей с различными нравственными правилами, необходим жесткий социальный контроль. Среди молодежи больше сторонников усиления контроля со стороны
государства, чем противников.
Заря САРАЛИЕВА, доктор исторических наук, зав.кафедрой ННГУ, Сергей Балабанов, кандидат филологических наук, зав.отделом Института социологии РАН.
(Окончание см. в следующем номере)

Следите за нашими новостями в удобном формате