При совершении преступления в криминальные отношения оказываются втянутыми как минимум двое — совершивший деяние и его жертва. А вот если найдется свидетель, то у нарушившего закон появится больше шансов угодить за решетку. Естественно, тот сделает все возможное, чтобы избежать наказания. И один из выходов — подкупить или заставить свидетеля или жертву изменить свои показания. Можно с определенной долей уверенности предположить, что такое происходит сплошь и рядом, особенно когда в ходе следствия по каким-то причинам подозреваемый не был отправлен в СИЗО. Хотя в УК за подобный подкуп или принуждение имеется статья, на практике ловят и судят по ней почему-то мизерное количество граждан.
Лакируют раскрываемость?
— Действительно, в судебной практике статья № 309 УК РФ «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу» применяется довольно редко, — говорит начальник отдела информатизации и судебной статистики Управления судебного департамента в Нижегородской области Ольга Бадоян. — В прошлом году районными и городскими судами области по ней были вынесены приговоры двум лицам по основной квалификации и пяти — по дополнительной, а за шесть месяцев текущего года — по одному лицу по основной и дополнительной квалификациям.
Так, в сентябре прошлого года Сормовский районный суд приговорил к 3 годам колонии общего режима уроженца Дагестана по самому серьезному пункту этой статьи «Подкуп и принуждение свидетеля к даче ложных показаний, совершенные с применением насилия, опасного для жизни и здоровья». Весной прошлого года он узнал, что его близкий друг и земляк подозревается в убийстве, совершенном в пьяной ссоре, и того изобличила
Желая помочь приятелю, он предложил свидетельнице изменить показания за миллион рублей. Но получил отказ. Он поднял тариф на ложь до 3 миллионов рублей. Но и на этот раз ему дали от ворот поворот. Тогда «верный друг» пустил в ход кулаки, избиение женщины он завершил ударами стеклянной бутылкой и ногами.
В декабре того же года другой житель солнечного Дагестана принуждал потерпевшего дать ложные показания под угрозой вреда его здоровью. Знакомых южанина обвиняли в вымогательстве. С тем, у кого вымогали, «активист» и встретился в кафешке. Однако парень не поддался угрозам и сообщил о «наезде» дагестанца полицейским.
— Я бы не сказал, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 309 УК РФ, рассыпаются в суде или на стадии предварительного следствия, — говорит адвокат Дмитрий Коленков. — Ничтожно малое количество обвинительных приговоров по данной статье скорее обусловлено тем, что дела подобной категории вообще не возбуждаются, а сами преступления не раскрываются. И причин несколько.
Хотели подкупить за вискарь
В настоящее время следственной частью Следственного управления УМВД России по Нижнему Новгороду компании молодых людей предъявлено обвинение, в том числе и в подкупе и принуждении потерпевшего к даче ложных показаний. Признает ли суд троицу виновной в этом преступлении, пока вопрос.
Житель улицы Радужной Юрий Сверчков сидел у себя дома со своим приятелем, когда на его мобильнике высветился номер подруги Кати. Накануне они с ней виделись и поссорились. Юра не стал отвечать на звонок. Он не знал, что девушка пожаловалась общим знакомым, что он ее обидел.
Через
У подъезда стояли трое, в том числе и Крабов. Юру отозвали в сторонку и снова завели беседу об обиженной Кате. Сначала в адрес «обидчика» посыпался мат, затем Крабов налетел на него с кулаками. Его еле оттащили. Юра был значительно слабее физически и не смог защитить себя.
Дома парень недосчитался зуба, а один глаз его заплыл от удара и не открывался. Челюсть тоже сильно болела. Но избитый решил, что все само заживет, и не пошел в больницу, а также не стал заявлять в полицию.
Но в больницу он
Около кафе Юрий увидел Крабова и с ним еще толпу парней.
— Это тот самый? — донеслось до Юры.
— Да, это он, — последовал ответ Крабова, и в следующий момент Юра ощутил удар кулаком в живот, затем по лицу. Когда он упал, его пинали по ребрам и голове. Он потерял сознание.
Друзьям, попытавшимся защитить Юру, также досталось. Народ высыпал из кафе и наблюдал за происходящим не вмешиваясь.
Наконец
В итоге уголовное дело возбудили в отношении Алексея Крабова и еще двух участников драки по статье побои и умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. Задерживать двадцатипятилетних бузотеров не стали, поскольку все они были ранее не судимы.
Спустя пару месяцев троица вызвала Юру на разговор. Они попросили прощения у него и его приятелей, сказав, что просто переборщили. Вызвались оплатить лечение. За это просили изменить показания. Дескать, все побои нанес охранник кафе, а они, наоборот, пытались ему помочь.
— А еще скажи, что у тебя нет к нам претензий, и тогда дело прекратят за примирением сторон, — настаивали подследственные. — А уж мы после суда накроем тебе «поляну», нальем вискаря.
Юрий испугался, что его сейчас опять начнут бить. Чтобы от него отстали, пообещал, мол, сделает все от него зависящее. Но на самом деле он не собирался менять показания. Через пару месяцев Крабов опять пытался надавить на потерпевшего и все же избил упрямого Юрия. Тот еле вырвался и убежал.
О «наездах» он сообщил правоохранителям. И подследственным вменили еще и
Чаще всего пытаются давить на свидетелей тогда, когда было совершено серьезное преступление. Здесь, наверное, будет уместно вспомнить леденящую душу историю, о которой мы рассказывали читателю в прошлом году («Спалил за брата» в номере за 15 июня).
Напомним, преступление произошло в Тонкинском районе годом ранее. С ожогами 90 процентов тела в больницу поступил
Потерпевший скончался, было возбуждено уголовное дело за покушение на убийство. Брат же обвиняемого, который, оказывается, был
Между тем поджигателя суд приговорил к 17 годам колонии строгого режима.
Выбивают показания
Известно, что подозреваемые и обвиняемые очень часто заявляют, что дали признательные показания под давлением самих правоохранителей. Но, как правило, это лишь способ защиты, и служебные проверки это не подтверждают. В Уголовном кодексе на этот случай предусмотрена другая статья — № 302 «Принуждение к даче показаний со стороны следователя или дознавателя».
— Что касается преступлений, предусмотренных статьей 302 УК РФ, то они имеют схожесть с преступлениями, предусмотренными ст.309 УК РФ лишь по названию. Однако есть ряд принципиальных отличий. Субъектом ст. 309 УК РФ может быть любой человек, который подкупает или принуждает свидетеля, потерпевшего, эксперта к даче именно ложных показаний. Субъектом ст. 302 УК РФ является следователь или дознаватель, который принуждает любого участника процесса (включая подозреваемого и обвиняемого) к даче любых показаний или заключения. Таким образом, статья 302 УК РФ имеет специального (подготовленного) субъекта, что на фоне вышесказанных причин резко снижает вероятность раскрытия данной категории преступлений.
Как следствие, количество уголовных дел, возбуждаемых по ст. 302 УК РФ, на мой взгляд, приближается к нулю, — считает адвокат Коленков.
Ольга МАКАРОВА.
Кстати
Напомним, что за заведомо ложные показания УК предусматривает наказание от штрафа до 5 лет лишения свободы.